СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 С.Н. Кипурова

ФГБОУ ВО ТГПУ Л.Н.Толстого, кафедра педагогики

Россия, Тула

Т.В.Кипурова

МБОУ "ЦО № 22 - Лицей искусств", учитель физической культуры

Россия, Тула

Н.Г.Башкиров

ФГБОУ ВО ТГПУ Л.Н.Толстого,

Студент факультета физической культуры

Россия, Тула

Значение физической культуры для полноценного развития подрастающего человека, бесспорно, кроме того, велика роль урока физической культуры. «Главенствующее положение урока физической культуры определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни.» [2; 60]. На уроке учитель физической культуры решает комплекс разнообразных педагогических задач: от формирования физических качеств ребенка и стремления к здоровому образу жизни до создания психологически безопасной и комфортной среды, позволяющей ученику с интересом и удовольствием заниматься физической культурой как в стенах школы.

 В своем послании федеральному собранию Д.А. Медведев отметил, что «находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически». Но если открытые физические насильственные действия являются предметом, однозначно осуждаемым, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в обществе, так и в научных исследованиях.

В профессиональном стандарте педагога, среди трудовых действий учителя отмечается его обязательное участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, а среди воспитательной деятельности выделяется необходимость регулирования учителем поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Педагог должен: «эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; уметь общаться с детьми, понимая и принимая их личностные особенности; уметь защищать интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно нравственного развития ребенка; владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися» [3].

Учитель физической культуры проектирует и содержание урока, которое должно обеспечивать соответствовать принципам построения безопасной образовательной среды, уровню физического развития класса, состоянию здоровья и физической подготовленности детей, их отношению к физической культуре.

«В ходе учебной деятельности учитель должен обеспечивать не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие двигательных способностей, формирование знаний в области гигиены, анатомии, физиологии, но и воспитывать личностные качества: смелость, настойчивость, коллективизм, чувство патриотизма.»  [2;72]

Еще П.Ф. Лесгафт в структуре образовательной среды выделял такой важный элемент как личный пример воспитателя и свойственные ему соответствующие личностные качества [1; с 63].

Каждый из уроков физической культуры представляет учителю спектр различных возможностей для проектирования и создания безопасной образовательной среды, будь то вводные (проводимые, как правило, в начале учебного года), уроки изучения нового материала, повторения и совершенствования или смешанные (комбинированные), решающие одновременно задачи нескольких типов уроков. Например, наиболее распространенные среди урочных форм занятий уроки общей физической подготовки позволяют учителю помочь раскрыться и проявить себя каждому ребенку, а также почувствовать себя безопасно и комфортно.

Уроки лечебной физической культуры, организующиеся для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, позволяют привлечь всех детей в классе к занятиям физической культурой и создать безопасную образовательную среду для каждого ребенка.

Таким образом, деятельность учителя физической культуры целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению актуальный идей в целях создания безопасной образовательной среды для ребенка на каждом уроке.

Литература

1. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. А. Решетень. – М.: Педагогика, 1988. – 400 с 63

2. Наскалов В. М. Теория и методика физического воспитания: учеб. -метод. комплекс для студентов спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04 и слушателей ИПК УО «ПГУ» спец. 1-89 02 75. В 2 ч. Ч. 2 / В. М. Наскалов. – Новополоцк : ПГУ, 2008. – 208 с.

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Федотенко И.Л. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе / И.Л. Федотенко, А.В. Сергеева, Т.В. Губарева, Д.В. Малий: учебное пособие / Под редакцией И.Л. Федотенко. Тула, 2013. – 132с. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24293614