СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

Добровольская О.Э.,

 психолог ФКУ ГБ МСЭ №13 фтизиатрического профиля

по г. Воронежу и Воронежской области

Хабарова Т.Ю.,

к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии

ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

 

Аннотация. Недостаточная результативность терапии туберкулеза легких в значительной степени связана с психологической травматичностью заболевания и курса лечения. Компетентное психологическое сопровождение медикаментозной терапии способствует снижению у больных интенсивности переживаний психического и соматического неблагополучия, улучшению способности к саморегуляции собственного состояния и межличностного взаимодействия в условиях стационара.

Ключевые слова. Туберкулез легких, психоэмоциональное состояние, нервно-психические расстройства, депрессивные реакции

 

Актуальность. В настоящее время проблема туберкулеза вновь стала актуальной в медицине и здравоохранении.

Больной фтизиатрического учреждения - особый пациент. Это не только больной, требующий медицинской помощи, но и инфекционный объект, представляющий опасность для своего окружения. Поэтому и подход к таким больным двоякий: как к пациенту лечебного учреждения, пользующемуся всеми правами человека и пациента, и как к объекту, требующему принятия противоэпидемических мер.

Процесс лечения любого заболевания отражает в определенной мере действия ряда психологических факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на его эффективность. Психологические факторы, влияющие на действенность терапии, могут быть различными в зависимости от применения в комплексном лечении общепсихотерапевтического подхода или специальных методов психотерапии.

В процессе лечения туберкулеза легких, как и любого другого заболевания, могут проявляться психологические факторы, определяющие успешность терапии: информация, эмоциональная поддержка, ожидания, сходство позиций психотерапевта или психолога и больного осужденного относительно болезни и лечения. Эти факторы отражают особенности психотерапевтического процесса. Многие тяжелые соматические заболевания сопровождаются теми или иными нервно-психическими нарушениями, что нередко затрагивает сферу личности больного[2,3,6,7,9,10,14,15,19].

В значительной степени это относится к туберкулезу легких: «Нет ни одной болезни, где бы психика во всех ее проявлениях играла такую роль, как при этом заболевании». Нарушения проявляются повышенной чувствительностью и раздражительностью, снижением работоспособности, неустойчивостью настроения, фобиями, депрессией, переходящей на более поздних этапах заболевания в эйфорию. Отличается также ослабление памяти и интеллекта, эпизодические галлюцинации, склонность к резонерству, патологическая замкнутость.

Большое место в психологической картине при туберкулезе занимают ипохондрические нарушения - фиксирование больных на своих физических функциях, обилие жалоб на здоровье, тенденции к уходу в болезнь, склонность к истерическим реакциям в условиях стресса.

Характерны для них и нарушения с социальной дезадаптацией: асоциальные тенденции, пренебрежение общепринятыми нормами, ригидность психических процессов.

Такие характерологические особенности могут затруднять контакты больных в сфере общения, приводить к дополнительным стрессовым и конфликтным ситуациям. Больных туберкулезом отличают также дефекты в адаптивной системе: общая плохая приспособляемость, недостаточная устойчивость структуры личности со снижением способности противодействия дезорганизующим явлениям - импульсивности, влечениям, неосознанная тенденция трансформировать психическую напряженность в условиях стресса в соматические симптомы как средство снятия психической напряженности.

Сюда же относятся и проблемы больных туберкулезом, возникающие в связи с проявлением уровня притязаний и определением значимости собственного авторитета в глазах значимых для них людей.

Болезнь – это жизнь в измененных условиях. Психологическая реакция личности на болезнь может быть различной. Все зависит от характера заболевания, остроты и темпа его развития, от характера лечения и психотерапевтической обстановки, от личности больного и отношения к болезни со стороны общества. По Л.Л. Рохлину различают следующие типы психологического реагирования на заболевание: депрессивно-астеническое реагирование (эмоциональная невыносливость, разбитость, подавленность); психастеническое реагирование (пессимизм, суицидальные мысли); ипохондрическое реагирование (депрессия, тревога, беспокойство); истерическое реагирование (чрезмерная эмоциональность, трагичность, театральность); эйфорически-анозогнозическое реагирование (игнорирование заболевания, нарушение режима, вред здоровью). У большинства пациентов с диагнозом туберкулез легких наблюдается ипохондрическое отношение к болезни с положительной направленностью на социум.

Больные психологически неустойчивы, у них наблюдается резкое снижение самооценки и своей значимости.

Различают два вида взаимосвязи туберкулеза и нервно-психической сферы:

1) нервно-психические расстройства у больных туберкулезом, в анамнезе которых нет указаний на психические заболевания;

2) туберкулез легких у психических больных.

Нервно-психические расстройства у больных туберкулезом, в анамнезе которых нет указаний на психические заболевания.

Заболевание туберкулезом может сопровождаться нервно-психическими нарушениями, возникновение которых зависит от разных причин. Условно их можно разделить на следующие группы:

психогенные реакции, возникающие в связи с диагностированием туберкулезного заболевания или с наличием физических или косметических дефектов при поражении кожи, костей и суставов;

• нервно-психические расстройства, вызванные туберкулезной интоксикацией;

• нервно-психические нарушения, связанные с приемом некоторых специфических антибактериальных препаратов.

Психогенные реакции чаще всего проявляются:

• депрессивным состоянием, нередко сопровождающимся чувством тревоги, беспокойства, связанным с заболеванием;

• мыслями о безнадежности, обреченности своего состояния;

• страхом и беспокойством не только за свое здоровье, но и за здоровье близких людей, особенно детей.

В таких случаях депрессивные реакции могут сопровождаться идеями самообвинения и самоуничижения. Иногда эти реакции достигают уровня выраженной реактивной депрессии с суицидальными мыслями и попытками.

Порой у больных возникают психические расстройства по типу:

- навязчивых мыслей;

- сомнений и страхов;

- совершенно необоснованного страха смерти.

Отмечается также возникновение истериформных реакций:

- требование к себе повышенного внимания («иначе не поправлюсь»);

- требование немедленного выполнения любых просьб и капризов;

- подчеркивание тяжести собственного состояния, непереносимости переживаний;

- постоянное описание всех ощущений;

- бесконечное повторение жалоб с целью вызвать сочувствие.

Могут наблюдаться и такие реакции, как боязнь дурного отношения со стороны окружающих, особенно тех, кому известно о заболевании. В подобных случаях у больного могут возникнуть мысли, что окружающим неприятно их общество, что у них возникает чувство брезгливости, унизительная жалость, снисходительное терпение.

Возникновение психогенных реакций в ответ на обнаружение туберкулеза возможно при наличии основных ситуационных факторов:

- диагностика заболевания с перспективой длительного стационарного лечения;

- возможность инвалидизации;

- потеря работы;

- невозможность какое-то время заниматься любимым делом, вести привычный образ жизни и т.д.;

- неправильное поведение родственников больного, не проявляющих к заболевшему достаточного сочувствия, внимания и заботы;

- со стороны родственников проявление нескрываемой брезгливости, грубость, отчуждение;

- возможная угроза распада семьи.

Появлению психогенных реакций могут способствовать и неправильные взаимоотношения медицинского персонала с больным, внезапное, без всякой подготовки, сообщение ему диагноза, неподходящая форма этого сообщения.

Могут также наблюдаться и явления иного характера:

- непризнание факта заболевания;

- нежелание считаться с заключениями врачей;

- отрицание или игнорирование болезни.

В связи с негативным отношением к факту заболевания больные не выполняют предписаний врача, не соблюдают правил личной гигиены, не желают лечиться.

Психогенные реакции возникают иногда в ответ на формирование тех или иных физических дефектов. В динамике этого симптомокомплекса ничего сугубо специфического для туберкулезного процесса нет, и он ничем не отличается от такового при физических дефектах иной, не туберкулезной этиологии.

Нервно-психические расстройства, вызванные самим туберкулезным процессом, могут быть связаны:

- с общей интоксикацией организма;

- с локальным поражением тех или иных органов и систем.

Психические расстройства особенно отчетливо выступают при милиарном туберкулезе, туберкулезном менингите, подостром диссеминированном и далеко зашедшем фиброзно-кавернозном туберкулезе.

Однако собственно психические нарушения в современных условиях комплексной терапии встречаются довольно редко. Значительно чаще обнаруживаются пограничные нервно-психические нарушения, например, в виде астенического симптомокомплекса и аффективных расстройств[8,12,13,16,18,21].

Наиболее типичной является соматогенная астения. Она выявляется значительно раньше любой другой симптоматики и, следовательно, предшествует распознаванию заболевания.

Наряду с астенией у больных туберкулезом довольно часто наблюдается эйфория — немотивированно хорошее настроение, не соответствующее тяжелому общему состоянию человека. Больные становятся благодушными, чрезвычайно общительными, многоречивыми, подвижными, строят нереальные планы. Им свойственна переоценка своей личности, своих способностей и возможностей, отсутствие критического отношения к собственному болезненному состоянию. Довольно типично, что такие состояния могут сменяться раздражительностью вплоть до злобно-агрессивных вспышек или же безразличием, так же как и двигательное беспокойство — быстрой утомляемостью и истощаемостью. Наблюдаются также (особенно при интоксикации) апатия, безразличие. Такие больные почти все время лежат, не проявляют никаких желаний и стремлений, ни к кому не обращаются, односложно отвечают на вопросы, производят впечатление людей, глубоко равнодушных как к своему состоянию, так и к окружающим.

Нервно-психические нарушения, связанные с туберкулезом, обычно соответствуют тяжести и длительности течения болезни (степень интоксикации, распространенность и характер локальных поражений). Вместе с тем проявляется значительная дифференцированность нервно-психических нарушений в зависимости от формы заболевания:

- слабовыраженные и, как правило, преходящие расстройства при инфильтративном туберкулезе;

- полиморфные, массивные, с наклонностью к хроническому течению и прогрессированию — при фиброзно-кавернозном туберкулезе.

Улучшение общего состояния дает обратное развитие этих синдромов (нередко уже в пределах 1 месяца после начала специфической терапии).

В пограничных нервно-психических нарушениях нет ничего специфического, свойственного именно страдающим туберкулезом. Подобные изменения личности могут возникать и по другим причинам.

Больные туберкулезом при его многолетнем хроническом течении становятся несдержанными, склонными к конфликтам, либо заторможенными, чрезвычайно ранимыми, робкими и застенчивыми[1,4,5,11].

Иногда отмечается так называемый, госпитализм, стремление постоянно быть под опекой врачей, не выписываться из стационара.

Профилактика и лечение нервно-психических нарушений у туберкулезных больных находятся в прямой связи с остротой и длительностью основного заболевания. Профилактикой их становятся раннее выявление туберкулезного процесса и комплексное лечение, начатое тотчас после установления диагноза.

Правильно проводимая антибактериальная терапия довольно быстро снимает интоксикацию и, в частности, интоксикацию центральной и вегетативной нервных систем.

Общие рекомендации в случаях проявления нервно-психических расстройств при туберкулезе:

Большое значение имеет психотерапия в первый период болезни, в особенности тогда, когда заболевание явилось для человека неожиданностью, вызвало растерянность и страх перед последствиями для него.

В этих случаях врач должен уметь истолковать симптомы туберкулеза, спокойно и убедительно разъяснить больному, что, используя современные методы лечения, возможно не только ограничить патологический процесс, но и добиться полного выздоровления.

В психотерапии важная роль принадлежит среднему медицинскому персоналу — медицинской сестре. В ее общении с больным должно быть много такта и искренности, чтобы завоевать доверие. Сестра выполняет назначения врача и должна быть уверена, что больной также их выполнит[8,11,17,20,21].

Врач и медсестра должны предусмотреть подобные реакции и, учитывая личностные особенности каждого больного, не запугивая и не обижая его недоверием, направлять планомерное, рациональное лечение, рассказывая больному о всех благоприятных сдвигах в его состоянии под влиянием проводимых мероприятий.

В случае позднего выявления болезни, недостаточного положительного результата от лечения и в особенности при сопротивлении больного (лица с далеко зашедшим процессом и тяжелыми психоневротическими реакциями, алкоголики и др.) необходимо проводить комплексное противотуберкулезное лечение и воздействие на психопатологию.

 

Литература:

1.                      Березин Ф.Б., Мирошников М.П.. Рожанец Р.В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.

2.                      Берлин-Чертов С.В. Туберкулез и психика. М., 1948. С. 82.

3.                      Валиев Р. Ш. Отклонения в нервно-психической сфере у больных туберкулезом легких и их коррекция в процессе лечения //Казанский медицинский журнал, 1998. № 4. С. 288-290.

4.                      Галунов В.И., Манёров В.X., Устинович Е.А. Факторно-аналитическое исследование структуры личностного теста. В кн.: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 76-79.

5.                      Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.Л., 1983, 309 с.

6.                      Куничкина С.А., Ильницкий И.Г., Ладный А.Я., Полищук Е.С., Стеблецов Д.В., Богута Х.Р., Боднар Р.Н. Психологические особенности больных хроническим деструктивным туберкулезом легких // Врачебное дело, 1990. № 5. С. 75-76.

7.                      Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

8.                      Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

9.                      Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. - 2014. - Т13,№4. - С.993-996/

10.                  Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях //  Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27.

11.                  Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

12.                  Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия детского возраста Монография / Воронеж: 2015. -  703 с.

13.                  Личко А.Е., Иванов Н.Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Невропатология и психиатрия, 1980. Вып. 8. С. 1195-1198.

14.                  Ломаченков В.Д., Кошелева Г.Я. Психологические особенности мужчин и женщин, впервые заболевших туберкулезом легких, и их социальная адаптация // Проблемы туберкулеза, 1997. № 3. С. 9-11.

15.                  Макиева В.Г., Калинина М.В., Богадельникова И.В., Малиев Б.М., Жариков Н.М., Перельман М.И. Психологическая оценка с впервые выявленным туберкулезом легких при различных организационных формах лечебного процесса // Проблемы туберкулеза, 1999, № 4, С. 7-10.

16.                  Сергеев И.И. Пограничные нервно-психические расстройства при некоторых формах туберкулеза легких // Журнал невропатологии и психиатрии, 1969. № 3. С. 414-419.

17.                  Собчик Л.И. Методы психологической диагностики. М., 1990.

18.                  Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л.: «Медицина», 1984. С. 191.

19.                  Фтизиатрия: национальное руководство/под ред. М.И. Перельмана. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-512 с.

20.                  Шкурский В.С. Эффективность психотерапии в системе комплексного лечения больных туберкулезом легких. В сб. Психотерапия алкоголизма и неврозов. Труды ЦОЛИУВ. М.: Минздрав СССР, 1978. Т. 223. С. 79

21.                  Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./Ребер Артур.-ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001.-592 с.

 

Сведения об авторах:

Добровольская Ольга Эдуардовна - психолог ФКУ ГБ МСЭ №13 фтизиатрического профиля по г. Воронежу и Воронежской области. Адрес электронной почты: anatoliy2000@inbox.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна -  кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко.