ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ
Ткачева Н.В., медицинский психолог БУЗ ВО ВОДКБ №1,
Россия, г. Воронеж
Куташов В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой
психиатрии
и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф. , Россия, г. Воронеж
Хабарова
Т.Ю., к.псих.н, доцент
кафедры психиатрии и неврологии
ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г. Воронеж
Аннотация. В настоящее время
отмечается увеличение детей, страдающих Детским Церебральным Параличом, которые
имеют проблемы в общении.
Психологическая коррекция
является важным звеном всей системы психолого-педагогической помощи детям
церебральными параличами.
Актуальность. Имеющиеся в арсенале
практического психолога приёмы и методы психокоррекции
этой сферы у дошкольников данной категории часто используются без учёта формы
заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей
эмоционально-волевой сферы. Отсутствие чётко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный
подбор психотехнических приёмов может отрицательно сказываться на качестве
психического развития больного ребёнка, а также создаёт существенные трудности
в работе педагогов и родителей.
Необходимость в исправлении имеющихся нарушений в психическом развитии
детей, гармонизации их личности и профилактике возможных отклонений в развитии
повлияла на выбор темы, цели и задач данного исследования.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, арттрепия,
кинезитерапия, музыкоцветотерапия,
имаготерапия, библиотерапия,
изотерапия..
Целью исследования явилось выявление
особенностей общения дошкольников, страдающих ДЦП, и разработка программы
«Цветная музыка» психокоррекции общения дошкольников,
страдающих ДЦП, с использованием арттерапии.
Гипотезой выступило предположение, что психологическая
коррекция общения детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным
параличом, наиболее эффективно осуществляется в ходе работы по программе
«Цветная музыка» с использованием средств арттерапии.
Материал и методыисследованиябыли выбраны с учётом
специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы:
1.
Психодиагностические методы, применяемые
с целью отбора и дифференциации испытуемых:
- социометрическая методика Морено
Дж.[8],
- опросник
«Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми? Немова
Р.С. [7],
- анкета
«Трудности в общении» Шипицыной Л.М. и Вороновой
А.П.[12],
- рисунок на тему
«Ребёнок – детское общество» Урунтаевой Г.А. и Афонкиной Ю.А. [10].
2.
Эксперимент, направленный на выявление
сплочённости – разобщения группы.
3.
Обсервационный метод (наблюдение).
4.
Анализ результатов деятельности.
5.
Метод психологической коррекции
трудностей общения у дошкольников
средствами арттерапии[3].
Исследование
проводилось в г.Воронежев 2015г. Базой
эмпирического исследования явилосьНеврологическое отделение№1 стационара
БУЗ ВО "ВОДКБ №1" и предназначенное для проведения диагностических и
лечебных мероприятий пациентам с применением современных медицинских
технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных. В своей
деятельности руководствуется законодательством РФ, приказами департамента
здравоохранения Воронежской области, уставом БУЗ ВО "ВОДКБ №1".
В исследованииучаствовало
две группы дошкольников (контрольная и экспериментальная) в возрасте от 4 до 7
летпо 35 детей в каждой.
Результаты исследования:
По результатам
эмпирического исследования, направленного на исследование уровня развития общения дошкольников, страдающих ДЦП,
было выявлено следующее:
Методики |
Уровень |
Контроль ная группа |
Эксперимен тальная группа |
1.Методика |
|
|
|
«Выбор в действии» |
|
|
|
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Средний |
8 |
8 |
|
Низкий |
22 |
20 |
|
Очень низкий |
5 |
7 |
2.Методика |
|
|
|
Исследования
межличностных отношений «Каков ребёнок во
взаимоотношениях с Окружающими
людьми» |
|
|
|
|
Высокий |
3 |
4 |
|
Средний |
18 |
18 |
|
Низкий |
14 |
12 |
|
Очень низкий |
0 |
1 |
3.Методика
исследования трудностей в общении |
|
|
|
|
Очень высокий |
2 |
2 |
|
Высокий |
10 |
17 |
|
Средний |
20 |
13 |
|
Низкий |
3 |
3 |
4.Методика |
|
|
|
Рисунок на тему: «Ребёнок – детское
общество» |
|
|
|
|
Присут.
недруга |
26 |
25 |
|
старательность |
10 |
11 |
|
Небрежн. |
19 |
19 |
|
Аксессуары |
9 |
27 |
Дети, страдающие Детским Церебральным параличом, являются сложной
категорией. У них отмечаются отставание в крупной и мелкой моторике,
эмоционально-волевой сферы, речи; могут присутствовать патологические черты
характера, а также высокий уровень тревожности и агрессивности[9].
Эти проблемы приводят к возникновению сложностей в общении.
Программа психологической коррекции.
До начала
работы: знакомство, беседа, психологическая диагностика. Информирование о целях
и задачах работы. Повышение мотивации к работе. Первичное заключение в
доступной для пациента форме.
Психокоррекционное воздействие по данной программе осуществлялось в течение 21
дня в четырёх подгруппах экспериментальной группы (в контрольной группе психокорреционная работа не проводилась), учитывая
особенности госпитализации детей в стационаре: дети проходят курс лечения
продолжительностью 21 день через 6-12 недель.
Завершающий
этап-повторная психодиагностика.
Цели психологической коррекции:
1.
нормализация психоэмоционального состояния;
2.
восстановление и сохранение психического здоровья и
предупреждение эмоциональных
расстройств у детей;
3.
восстановление энергетического равновесия;
4.
переработка травмирующих ситуаций;
5.
решение личностных проблем.
Работа проводилась в следующих направлениях арттерапии [4,5,6]:
1.
Кинезитерапия-психотерапевтический метод, использующий танец и
движения в качестве лечебного средства, направлена
на развитие правильного понимания жестов.
2.
Имаготерапия-психотерапевтический метод, использующий образ,
театральное искусство.
3.
Музыкотерапия -психотерапевтический метод, использующий
музыку в качестве лечебного средства.
4.
Библиотерпия-психотерапевтический метод, использующий в
качестве лечебного средства литературные произведения.
5.
Музыкоцветотерпия-психотерапевтический метод, использующий в
качестве лечебного средствамузыку и разнообразно окрашенный свет
6.
Изотерапия-психотерапевтический метод, использующий
изобразительное искусство, рисунок в качестве лечебного средства.
Программа «Цветная музыка»:
1-й день и 2-й день. Психодиагностика с использованием методик, указанных
выше.
3-й день.
Кинезитерпия.
Цель:развитие правильного понимания выразительных движений рук и
адекватное использование жеста
Средства:упражнение «Это я. Это моё»
Музыкотерапия.
Цель:установление контакта с пациентами.
Средства: Григ Э. Пер Гюнт. Утро.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный цвет при освещении.
Изотерапия.
Цель:определение эмоционального состояния ребёнка.
Средства:рисунок настроения ребёнка.
4-й день.
Кинезитерпия.
Цель: развитие правильного понимания выразительных движений рук и
адекватное использование жеста.
Средства: упражнение «Заколдованный ребёнок».
Музыкотерапия.
Цель: нормализация психоэмоционального сосчтояния.
Средства: Чайковский. Вальс цветов.
Библиотерапия.
Цель: развитие положительной «Я»-концепции.
Средства: сказка « Принцесса, которая не нравилась смой себе».
Изотерапия.
Цель: развитие мелких мышц рук
Средства: лепка из пластилина различных выражений лица.
5-й день.
Кинезитерпия.
Цель: развитие правильного понимания выразительных движений рук и
адекватное использование жеста
Средства: упражнение «Иди ко мне».
Музыкотерапия.
Цель: установление контакта между собой.
Средства: Оффенбах. Большой вальс.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства:жёлтый и зелёный цвета при освещении.
Изотерапия.
Цель: накопление положительных эмоций.
Средства: рисунок лучшего дня в жизни.
6-й день.
Кинезитерпия.
Цель: работа над отображением положительных черт характера.
Средства: упражнение «Смелый заяц».
Музыкотерапия.
Цель: нормализация психоэмоционального состояния
Средства:Бах. Сюита №3. Ария.
Библиотерапия.
Цель: развитие положительной «Я»-концепции.
Средства: сказка « Сказка Элизабет».
Изотерапия.
Цель: развитие мелких мышц рук.
Средства: лепка из пластилина.
7-й день.
Кинезитерпия.
Цель: работа над отображением положительных черт характера.
Средства: упражнение «Посещение больного».
Музыкотерапия.
Цель: нормализация психоэмоционального состояния.
Средства:Шопен. Вальс №7.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия
Средства: зелёный и голубой цвета при освещении.
Изотерапия.
Цель: отображение позитивных черт героев
Средства: рисунок героев сказки «Элизабет».
8-й день.
Кинезитерпия.
Цель: работа над отображением положительных черт характера.
Средства: упражнение «Капитан».
Музыкотерапия.
Цель: нормализация психоэмоционального состояния.
Средства:Римский-Корсаков. Полёт шмеля.
Имаготерапия .
Цель: эмоциональное воздействие (потрясение, катарсис) и очищение
от отрицательных эмоций.
Средства:психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: развитие умения общаться
Средства:Сказка «о Принце».
Изотерапия.
Цель: развитие мелких мышц рук.
Средства: лепка из пластилина героя сказки.
9-й день.
Кинезитерпия.
Цель: отображением отрицательных черт характера.
Средства: упражнение «Эгоист».
Музыкотерапия.
Цель: эмоциональное воздействие (потрясение, катарсис) от
переживаний в музыке.
Средства:Вивальди. Времена года. Зима.
Имаготерапия .
Цель: переработка травмирующей ситуации.
Средства:психодрама по травмирующейситауции.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление психоэмоционального состояния
Средства:зелёный цвет при освещении
Изотерапия.
Цель: избавление от отрицательных эмоций.
Средства: рисунок самого плохого дня в жизни.
10-й день.
Кинезитерпия.
Цель: отображением отрицательных черт характера.
Средства: упражнение «Злюка».
Музыкотерапия.
Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.
Средства:Бетховен. Соната для фортепиано №17.
Имаготерапия .
Цель: переработка травмирующей ситуации.
Средства:психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: развитие умения общаться.
Средства:«История о принце, который носил маску».
Изотерапия.
Цель: развитие мелких мышц рук.
Средства: лепка из пластилина фигуры мамы.
11-й день.
Кинезитерпия.
Цель: отображением отрицательных черт характера.
Средства: упражнение «Жадный пёс».
Музыкотерапия.
Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.
Средства:Чайковский. Танец феи Драже.
Имаготерапия .
Цель: переработка травмирующей ситуации.
Средства:психодраматравмирующей ситуации.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление психоэмоционального равновесия.
Средства:жёлтый и зелёный цвет
при освещении.
Изотерапия.
Цель: развитие любви и уважения к родителям.
Средства: рисунок настроения мамы.
12-й день.
Кинезитерпия.
Цель: сопоставление различных черт характера.
Средства: упражнение «Два друга».
Музыкотерапия.
Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.
Средства:Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Имаготерапия .
Цель: переработка травмирующей ситуации.
Средства: психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: развитие умения общаться.
Средства: «Сказка о капризной принцессе».
Изотерапия.
Цель: развитие творческого воображения.
Средства: лепка из пластилина героев сказки (совместная работа).
13-й день.
Кинезитерпия.
Цель: сопоставление различных черт характера.
Средства: упражнение «Три характера».
Музыкотерапия.
Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.
Средства:Глинка. Руслан и Людмила. Увертюра.
Имаготерапия .
Цель: переработка травмирующей ситуации.
Средства:психодрама травмирующей ситуации.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный цвет при
освещении.
Изотерапия.
Цель: умение работать совместно.
Средства: рисунок героев сказки
(совместная работа).
14-й день.
Кинезитерпия.
Цель: коррекция эмоциональной сферы.
Средства: упражнение «Собачка принюхивается».
Музыкотерапия.
Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.
Средства:Вивальди. Времена года. Лето.
Имаготерапия .
Цель: импровизация на тему проблемы агрессии.
Средства: психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: устранение вспышек агрессии.
Средства:сказка «Мальчик-чудовище».
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление психоэмоционального состояния.
Средства: зелёный и голубой цвета при освещении.
Изотерапия.
Цель: овладение навыками
совместной работы.
Средства: лепка на плоскости из пластилина.
15-й день.
Кинезитерпия.
Цель: коррекция эмоциональной сферы.
Средства: упражнение «Ласка».
Музыкотерапия.
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Средства:Григ. Песня Сольвейг.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный цвет при освещении.
Изотерапия.
Цель: овладение умением
изображения.
Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).
16-й день.
Кинезитерпия.
Цель: коррекция эмоциональной сферы.
Средства: упражнение «Медвежата выздоровели».
Музыкотерапия.
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Средства:Чайковский. Лебединое
озеро.
Имаготерапия .
Цель: разыгрывание отношений из сказки.
Средства: психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: устранение эгоцентрического понимания любви.
Средства: сказка «Принцесса и фея бабочек».
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный и жёлтый
цвета при освещении.
Изотерапия.
Цель: работа над умением справляться с эмоциями.
Средства: лепка из пластилина эмоциональных выражений лица.
17-й день.
Кинезитерпия.
Цель: обучение приёмам саморасслабления.
Средства: упражнение «Сосулька»
Музыкотерапия.
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Средства: Свиридов. Метель. Романс.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный и голубой цвета при освещении.
Изотерпаия.
Цель: осознание и разрешение проблемных ситуаций.
Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).
18-й день.
Кинезитерпия.
Цель: обучение приёмам саморасслабления.
Средства: упражнение «Каждый спит».
Музыкотерапия.
Цель: релаксация.
Средства: Массне. Медитация.
Имаготерапия.
Цель: обыгрывание образов из сказки.
Средства: психодрама по сказке.
Библиотерапия.
Цель: позитивное ориентирование на жизненные ценности.
Средства: сказка «О забывчивой фее».
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный цвет при освещении.
Изотерапия.
Цель: развитие мелких мышц рук.
Средства: лепка из пластилина.
19-й день.
Кинезитерпия.
Цель: обучение приёмам саморасслабления.
Средства: упражнение «Это я. Это моё»
Музыкотерапия.
Цель: релаксация.
Средства: Сен-Санс. Карнавал животных. Лебедь.
Музыкоцветотерапия.
Цель: восстановление энергетического равновесия.
Средства: зелёный и жёлтый цвета при освещении.
Изотерпаия.
Цель: разрешение проблемной ситуации.
Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).
20-й день и 21-й день. Психодиагностика с использованием методик, указанных
выше.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
У
детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с
двигательными расстройствами. Обездвиженность ребёнка во многом мешает ему активно
познавать окружающий мир [1].
Как
правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка
формирования отдельных психических функций.
Тонкие
движения пальцев неразвиты практически у всех детей, наблюдается недоразвитие
выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе
общения.
Имеют
место различные формы дизартирии (в самых тяжёлых
случаях может наблюдаться анартрия).
Нарушения
звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи.
Наличие
речевых нарушений снижают мотивацию к речевому общению, ведёт к трудностям
речевого контакта.
Практически
у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность,
истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности
переключения внимания, малый объём памяти.
Для
детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата характерны особенности в
формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению
социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические
черты характера.
Также
своеобразна структура личности. Достаточно интеллектуальное развитие часто
сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внущаемостью. Легко формируется иждивенческие установки,
неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
Отмечается формирование таких черт личности как робость, застенчивость,
неумение отстоять свои интересы в сочетании с повышенной чувствительностью,
обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью[2].
По окончании психологической коррекции отмечается позитивная динамика
межличностных отношений, уменьшение трудностей в общении, имеет место
приподнятое настроение участников экспериментальной группы, заинтересованность
в занятиях. Дети с охотой участвуют в выполнении заданий, рисовании.
После проведения психокоррекционных мероприятий была проведена контрольная
психодиагностическая работа с использованием тех же методик и получены
следующие результаты:
Методики |
Уровень |
Контроль ная группа |
Эксперимен тальная группа |
1.Методика |
|
|
|
«Выбор в действии» |
|
|
|
|
Высокий |
0 |
1 |
|
Средний |
9 |
12 |
|
Низкий |
18 |
10 |
|
Очень низкий |
8 |
12 |
2.Методика |
|
|
|
Исследования
межличностных отношений «Каков ребёнок во
взаимоотношениях с Окружающими
людьми» |
|
|
|
|
Высокий |
2 |
4 |
|
Средний |
17 |
24 |
|
Низкий |
14 |
7 |
|
Очень низкий |
2 |
0 |
3.Методика
исследования трудностей в общении |
|
|
|
|
Очень высокий |
0 |
0 |
|
Высокий |
13 |
0 |
|
Средний |
20 |
4 |
|
Низкий |
2 |
31 |
4.Методика |
|
|
|
Рисунок на тему: «Ребёнок – детское
общество» |
|
|
|
|
Присут.
недруга |
24 |
10 |
|
Старательность |
12 |
21 |
|
Небрежн. |
17 |
7 |
|
Аксессуары |
8 |
22 |
Выводы:
1.
Применение психокоррекционной
программы способствовало позитивной
динамике межличностных отношений дошкольников с ДЦП, что проявилось в
увеличении уровня сплочённости детей. В повышении их статусов.
2.
Увеличилось число детей, имеющих средний
и высокий уровень развития
коммуникативных качеств.
3.
Исследование взаимоотношений ребёнка со
сверстниками, а так же различных форм их поведения поволяет
судить об уменьшении трудностей в общении, испытываемых дошкольниками
экспериментальной группы.
4.
При выявлении сверстника, к которому
испытуемый проявляет негативное
отношение, отмечается уменьшение количества рисунков с присутствием недруга и выполненных небрежно, в то время
как старательность и присутствие
аксессуаров, деталей увеличилось.
5.
Разработанная и апробированная программа
«Цветная музыка» психокоррекции
общения у детей, страдающих ДЦА, с использованием средств арттерапии,
наиболее соответствует решению проблем адаптации и социализации детей денной
категории.
Литература
1. Божович
Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте, М.: Русич, 1989. – С. 307.
2. Брейтман
М.Я. О клинической картине детского головного паралича, Спб:
Медицина, 1902. – С. 517.
3. Ветлугина
Н.А Художественное творчество и ребёнок, М.: Просвещение, 1974 – С. 290.
4. Данилова
Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным
параличом,Л.:Медицина, 1977 – С. 306.
5. Завьялов
В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство.
Москва-Новосибирск, 1985. – С. 274.
6. Исаурина
Г.Л. Групповые методы психокоррекции и
психотерапии//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике,Л.:Наука, 1983. – С.288
7. Немов Р.С..Психология.
Т. 1. – М., Владос,2001. – С. 631.
8. Немов Р.С..Психология.
Т. 3. – М., Владос,2001. – С. 631.
9. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. –
С. 290.
10.
Урунтаева Г.А., Афонкина Ю.А. Практикум по
детской психологии. М.1995. – С. 289.
11.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и
игры. Спб: Речь, 2003.
12.
Шипицына Л.М. Воронева А.П. Азбука общения, Спб:Детство-пресс,2000- C.394.
Сведения об авторе:
Ткачева Наталья Владимировна, медицинский психолог БУЗ
ВО ВОДКБ №1
Адрес
электронной почты: key7@inbox.ru
Куташов Вячеслав Анатольевич, д.м.н., профессор,
заведующий кафедрой
психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава
Р.Ф.
Хабарова
Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры
психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко