ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ

 

Ткачева Н.В., медицинский психолог  БУЗ ВО ВОДКБ №1, Россия, г. Воронеж

 

Куташов В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой

психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф. , Россия, г. Воронеж

 

Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии

ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В настоящее время отмечается увеличение детей, страдающих Детским Церебральным Параличом, которые имеют проблемы в общении.

Психологическая коррекция является важным звеном всей системы психолого-педагогической помощи детям церебральными параличами.

Актуальность. Имеющиеся в арсенале практического психолога приёмы и методы психокоррекции этой сферы у дошкольников данной категории часто используются без учёта формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы. Отсутствие чётко разработанных дифференцированных методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный подбор психотехнических приёмов может отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребёнка, а также создаёт существенные трудности в работе педагогов и родителей.

Необходимость в исправлении имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизации их личности и профилактике возможных отклонений в развитии повлияла на выбор темы, цели и задач данного исследования.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, арттрепия, кинезитерапия, музыкоцветотерапия, имаготерапия, библиотерапия, изотерапия..

Целью исследования явилось выявление особенностей общения дошкольников, страдающих ДЦП, и разработка программы «Цветная музыка» психокоррекции общения дошкольников, страдающих ДЦП, с использованием арттерапии.

Гипотезой выступило предположение, что психологическая коррекция общения детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом, наиболее эффективно осуществляется в ходе работы по программе «Цветная музыка» с использованием средств арттерапии.

 Материал и методыисследованиябыли выбраны с учётом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы:

1.                     Психодиагностические методы, применяемые с целью отбора и дифференциации испытуемых:

- социометрическая методика Морено Дж.[8],

- опросник «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми? Немова Р.С. [7],

- анкета «Трудности в общении» Шипицыной Л.М. и Вороновой А.П.[12],

- рисунок на тему «Ребёнок – детское общество» Урунтаевой Г.А. и Афонкиной Ю.А. [10].

2.                      Эксперимент, направленный на выявление сплочённости – разобщения группы.

3.                     Обсервационный метод (наблюдение).

4.                     Анализ результатов деятельности.

5.                     Метод психологической коррекции трудностей общения  у дошкольников средствами арттерапии[3].

Исследование проводилось в г.Воронежев 2015г. Базой эмпирического исследования явилосьНеврологическое отделение№1 стационара БУЗ ВО "ВОДКБ №1" и предназначенное для проведения диагностических и лечебных  мероприятий пациентам с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных. В своей деятельности руководствуется законодательством РФ, приказами департамента здравоохранения Воронежской области, уставом БУЗ ВО "ВОДКБ №1".

В исследованииучаствовало две группы дошкольников (контрольная и экспериментальная) в возрасте от 4 до 7 летпо 35 детей в каждой.

Результаты исследования:

По результатам эмпирического исследования, направленного на исследование уровня  развития общения дошкольников, страдающих ДЦП, было выявлено следующее:

 

Методики

Уровень

Контроль

ная группа

Эксперимен

тальная группа

1.Методика

 

 

 

«Выбор в действии»

 

 

 

 

Высокий

0

0

 

Средний

8

8

 

Низкий

22

20

 

Очень низкий

5

7

2.Методика

 

 

 

Исследования межличностных отношений

«Каков ребёнок во взаимоотношениях с

Окружающими людьми»

 

 

 

 

Высокий

3

4

 

Средний

18

18

 

Низкий

14

12

 

Очень низкий

0

1

3.Методика исследования трудностей в общении

 

 

 

 

Очень высокий

2

2

 

Высокий

10

17

 

Средний

20

13

 

Низкий

3

3

4.Методика

 

 

 

Рисунок на тему:

«Ребёнок – детское общество»

 

 

 

 

Присут. недруга

26

25

 

старательность

10

11

 

Небрежн.

19

19

 

Аксессуары

9

27

 

Дети, страдающие Детским Церебральным параличом, являются сложной категорией. У них отмечаются отставание в крупной и мелкой моторике, эмоционально-волевой сферы, речи; могут присутствовать патологические черты характера, а также высокий уровень тревожности и агрессивности[9].

Эти проблемы приводят к возникновению сложностей в общении.

Программа психологической коррекции.

До начала работы: знакомство, беседа, психологическая диагностика. Информирование о целях и задачах работы. Повышение мотивации к работе. Первичное заключение в доступной для пациента форме.

Психокоррекционное воздействие по данной программе осуществлялось в течение 21 дня в четырёх подгруппах экспериментальной группы (в контрольной группе психокорреционная работа не проводилась), учитывая особенности госпитализации детей в стационаре: дети проходят курс лечения продолжительностью 21 день через 6-12 недель.

Завершающий этап-повторная психодиагностика.

Цели психологической коррекции:

1.                нормализация психоэмоционального состояния;

2.                восстановление и сохранение психического здоровья и предупреждение        эмоциональных расстройств у детей;

3.                восстановление энергетического равновесия;

4.                переработка травмирующих ситуаций;

5.                решение личностных проблем.

Работа проводилась в следующих направлениях арттерапии [4,5,6]:

1.                Кинезитерапия-психотерапевтический метод, использующий танец и движения  в качестве лечебного средства, направлена на развитие правильного понимания жестов.

2.                Имаготерапия-психотерапевтический метод, использующий образ, театральное искусство.

3.                Музыкотерапия -психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

4.                Библиотерпия-психотерапевтический метод, использующий в качестве лечебного средства литературные произведения.

5.                Музыкоцветотерпия-психотерапевтический метод, использующий в качестве лечебного средствамузыку и разнообразно окрашенный свет

6.                Изотерапия-психотерапевтический метод, использующий изобразительное искусство, рисунок в качестве лечебного средства.

Программа «Цветная музыка»:

1-й день и 2-й день. Психодиагностика с использованием методик, указанных выше.

3-й день.

Кинезитерпия.

Цель:развитие правильного понимания выразительных движений рук и адекватное использование жеста

Средства:упражнение «Это я. Это моё»

Музыкотерапия.

Цель:установление контакта с пациентами.

Средства: Григ Э. Пер Гюнт. Утро.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный цвет при освещении.

Изотерапия.

Цель:определение эмоционального состояния ребёнка.

Средства:рисунок настроения ребёнка.

4-й день.

Кинезитерпия.

Цель: развитие правильного понимания выразительных движений рук и адекватное использование жеста.

Средства: упражнение «Заколдованный ребёнок».

Музыкотерапия.

Цель: нормализация психоэмоционального сосчтояния.

Средства: Чайковский. Вальс цветов.

Библиотерапия.

Цель: развитие положительной «Я»-концепции.

Средства: сказка « Принцесса, которая не нравилась смой себе».

Изотерапия.

Цель: развитие мелких мышц рук

Средства: лепка из пластилина различных выражений лица.

5-й день.

Кинезитерпия.

Цель: развитие правильного понимания выразительных движений рук и адекватное использование жеста

Средства: упражнение «Иди ко мне».

Музыкотерапия.

Цель: установление контакта между собой.

Средства: Оффенбах. Большой вальс.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства:жёлтый и зелёный цвета при освещении.

Изотерапия.

Цель: накопление положительных эмоций.

Средства: рисунок лучшего дня в жизни.

6-й день.

Кинезитерпия.

Цель: работа над отображением положительных черт характера.

Средства: упражнение «Смелый заяц».

Музыкотерапия.

Цель: нормализация психоэмоционального состояния

Средства:Бах. Сюита №3. Ария.

Библиотерапия.

Цель: развитие положительной «Я»-концепции.

Средства: сказка « Сказка Элизабет».

Изотерапия.

Цель: развитие мелких мышц рук.

Средства: лепка из пластилина.

7-й день.

Кинезитерпия.

Цель: работа над отображением положительных черт характера.

Средства: упражнение «Посещение больного».

Музыкотерапия.

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Средства:Шопен. Вальс №7.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия

Средства: зелёный и голубой цвета при освещении.

Изотерапия.

Цель: отображение позитивных черт героев

Средства: рисунок героев сказки «Элизабет».

8-й день.

Кинезитерпия.

Цель: работа над отображением положительных черт характера.

Средства: упражнение «Капитан».

Музыкотерапия.

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Средства:Римский-Корсаков. Полёт шмеля.

Имаготерапия .

Цель: эмоциональное воздействие (потрясение, катарсис) и очищение от отрицательных эмоций.

Средства:психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: развитие умения общаться

Средства:Сказка «о Принце».

Изотерапия.

Цель: развитие мелких мышц рук.

Средства: лепка из пластилина героя сказки.

9-й день.

Кинезитерпия.

Цель: отображением отрицательных черт характера.

Средства: упражнение «Эгоист».

Музыкотерапия.

Цель: эмоциональное воздействие (потрясение, катарсис) от переживаний в музыке.

Средства:Вивальди. Времена года. Зима.

Имаготерапия .

Цель: переработка травмирующей ситуации.

Средства:психодрама по травмирующейситауции.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление психоэмоционального состояния

Средства:зелёный цвет при освещении

Изотерапия.

Цель: избавление от отрицательных эмоций.

Средства: рисунок самого плохого дня в жизни.

10-й день.

Кинезитерпия.

Цель: отображением отрицательных черт характера.

Средства: упражнение «Злюка».

Музыкотерапия.

Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.

Средства:Бетховен. Соната для фортепиано №17.

Имаготерапия .

Цель: переработка травмирующей ситуации.

Средства:психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: развитие умения общаться.

Средства:«История о принце, который носил маску».

Изотерапия.

Цель: развитие мелких мышц рук.

Средства: лепка из пластилина фигуры мамы.

11-й день.

Кинезитерпия.

Цель: отображением отрицательных черт характера.

Средства: упражнение «Жадный пёс».

Музыкотерапия.

Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.

Средства:Чайковский. Танец феи Драже.

Имаготерапия .

Цель: переработка травмирующей ситуации.

Средства:психодраматравмирующей ситуации.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление психоэмоционального равновесия.

Средства:жёлтый и зелёный  цвет при освещении.

Изотерапия.

Цель: развитие любви и уважения к родителям.

Средства: рисунок настроения мамы.

12-й день.

Кинезитерпия.

Цель: сопоставление различных черт характера.

Средства: упражнение «Два друга».

Музыкотерапия.

Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.

Средства:Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Имаготерапия .

Цель: переработка травмирующей ситуации.

Средства: психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: развитие умения общаться.

Средства: «Сказка о капризной принцессе».

Изотерапия.

Цель: развитие творческого воображения.

Средства: лепка из пластилина героев сказки (совместная работа).

13-й день.

Кинезитерпия.

Цель: сопоставление различных черт характера.

Средства: упражнение «Три характера».

Музыкотерапия.

Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.

Средства:Глинка. Руслан и Людмила. Увертюра.

Имаготерапия .

Цель: переработка травмирующей ситуации.

Средства:психодрама травмирующей ситуации.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный  цвет при освещении.

Изотерапия.

Цель: умение работать совместно.

Средства: рисунок  героев сказки (совместная работа).

14-й день.

Кинезитерпия.

Цель: коррекция эмоциональной сферы.

Средства: упражнение «Собачка принюхивается».

Музыкотерапия.

Цель: очищение от отрицательных болезненных состояний.

Средства:Вивальди. Времена года. Лето.

Имаготерапия .

Цель: импровизация на тему проблемы агрессии.

Средства: психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: устранение вспышек агрессии.

Средства:сказка «Мальчик-чудовище».

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление психоэмоционального состояния.

Средства: зелёный и голубой  цвета при освещении.

Изотерапия.

Цель: овладение  навыками совместной работы.

Средства: лепка на плоскости из пластилина.

15-й день.

Кинезитерпия.

Цель: коррекция эмоциональной сферы.

Средства: упражнение «Ласка».

Музыкотерапия.

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Средства:Григ. Песня Сольвейг.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный цвет при освещении.

Изотерапия.

Цель: овладение  умением изображения.

Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).

16-й день.

Кинезитерпия.

Цель: коррекция эмоциональной сферы.

Средства: упражнение «Медвежата выздоровели».

Музыкотерапия.

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Средства:Чайковский.  Лебединое озеро.

Имаготерапия .

Цель: разыгрывание отношений из сказки.

Средства: психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: устранение эгоцентрического понимания любви.

Средства: сказка «Принцесса и фея бабочек».

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный и жёлтый  цвета при освещении.

Изотерапия.

Цель: работа над умением справляться с эмоциями.

Средства: лепка из пластилина эмоциональных выражений лица.

17-й день.

Кинезитерпия.

Цель: обучение приёмам саморасслабления.

Средства: упражнение «Сосулька»

Музыкотерапия.

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Средства: Свиридов. Метель. Романс.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный и голубой  цвета  при освещении.

Изотерпаия.

Цель: осознание и разрешение проблемных ситуаций.

Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).

18-й день.

Кинезитерпия.

Цель: обучение приёмам саморасслабления.

Средства: упражнение «Каждый спит».

Музыкотерапия.

Цель: релаксация.

Средства: Массне. Медитация.

Имаготерапия.

Цель: обыгрывание образов из сказки.

Средства: психодрама по сказке.

Библиотерапия.

Цель: позитивное ориентирование на жизненные ценности.

Средства: сказка «О забывчивой фее».

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный цвет при освещении.

Изотерапия.

Цель: развитие мелких мышц рук.

Средства: лепка из пластилина.

19-й день.

Кинезитерпия.

Цель: обучение приёмам саморасслабления.

Средства: упражнение «Это я. Это моё»

Музыкотерапия.

Цель: релаксация.

Средства: Сен-Санс. Карнавал животных. Лебедь.

Музыкоцветотерапия.

Цель: восстановление энергетического равновесия.

Средства: зелёный и жёлтый цвета  при освещении.

Изотерпаия.

Цель: разрешение проблемной ситуации.

Средства: рисунок героев сказки (бумага, цветные карандаши).

20-й день и 21-й день. Психодиагностика с использованием методик, указанных выше.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом  развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребёнка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир [1].

Как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций.

Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей, наблюдается недоразвитие выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения.

Имеют место различные формы дизартирии (в самых тяжёлых случаях может наблюдаться анартрия).

Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи.

Наличие речевых нарушений снижают мотивацию к речевому общению, ведёт к трудностям речевого контакта.

Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объём памяти.

Для детей с нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата характерны особенности  в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера.

Также своеобразна структура личности. Достаточно интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внущаемостью. Легко формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Отмечается формирование таких черт личности как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы в сочетании с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью[2].

По окончании психологической коррекции отмечается позитивная динамика межличностных отношений, уменьшение трудностей в общении, имеет место приподнятое настроение участников экспериментальной группы, заинтересованность в занятиях. Дети с охотой участвуют в выполнении заданий, рисовании.

После проведения психокоррекционных мероприятий была проведена контрольная психодиагностическая работа с использованием тех же методик и получены следующие результаты:

 

Методики

Уровень

Контроль

ная группа

Эксперимен

тальная группа

1.Методика

 

 

 

«Выбор в действии»

 

 

 

 

Высокий

0

1

 

Средний

9

12

 

Низкий

18

10

 

Очень низкий

8

12

2.Методика

 

 

 

Исследования межличностных отношений

«Каков ребёнок во взаимоотношениях с

Окружающими людьми»

 

 

 

 

Высокий

2

4

 

Средний

17

24

 

Низкий

14

7

 

Очень низкий

2

0

3.Методика исследования трудностей в общении

 

 

 

 

Очень высокий

0

0

 

Высокий

13

0

 

Средний

20

4

 

Низкий

2

31

4.Методика

 

 

 

Рисунок на тему:

«Ребёнок – детское общество»

 

 

 

 

Присут. недруга

24

10

 

Старательность

12

21

 

Небрежн.

17

7

 

Аксессуары

8

22

Выводы:

1.                     Применение психокоррекционной программы  способствовало позитивной динамике межличностных отношений дошкольников с ДЦП, что проявилось в увеличении уровня сплочённости детей. В повышении их статусов.

2.                     Увеличилось число детей, имеющих средний и высокий уровень  развития коммуникативных качеств.

3.                     Исследование взаимоотношений ребёнка со сверстниками, а так же различных форм их поведения поволяет судить об уменьшении трудностей в общении, испытываемых дошкольниками экспериментальной группы.

4.                     При выявлении сверстника, к которому испытуемый проявляет  негативное отношение, отмечается уменьшение количества рисунков с присутствием  недруга и выполненных небрежно, в то время как   старательность и присутствие аксессуаров, деталей увеличилось.

5.                     Разработанная и апробированная программа «Цветная музыка»  психокоррекции общения у детей, страдающих ДЦА, с использованием средств арттерапии, наиболее соответствует решению проблем адаптации и социализации детей денной категории.

Литература

1.     Божович Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте, М.: Русич, 1989. – С. 307.

2.     Брейтман М.Я. О клинической картине детского головного паралича, Спб: Медицина, 1902. – С. 517.

3.     Ветлугина Н.А Художественное творчество и ребёнок, М.: Просвещение, 1974 – С. 290.

4.     Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом,Л.:Медицина, 1977 – С. 306.

5.     Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Москва-Новосибирск, 1985. – С. 274.

6.     Исаурина Г.Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике,Л.:Наука, 1983. – С.288

7.     Немов Р.С..Психология. Т. 1. – М., Владос,2001. – С. 631.

8.     Немов Р.С..Психология. Т. 3. – М., Владос,2001. – С. 631.

9.     Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. – С. 290.

10.           Урунтаева Г.А., Афонкина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.1995. – С. 289.

11.            Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Спб: Речь, 2003.

12.           Шипицына Л.М. Воронева А.П. Азбука общения, Спб:Детство-пресс,2000- C.394.

 

 

Сведения об авторе:

           Ткачева Наталья Владимировна, медицинский психолог  БУЗ ВО ВОДКБ №1

Адрес электронной почты: key7@inbox.ru

 

Куташов Вячеслав Анатольевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой

психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

 

Хабарова Татьяна Юрьевна -  кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко