Особенности социальной адаптации детей заболевших сахарным диабетом
Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

 

Николаева А.А., Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля, Россия, г. Воронеж

 

Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г. Воронеж


         Аннотация: При сахарном диабете специфика адаптационного процесса имеет свои характерные особенности. Влияние хронического заболевания на психику человека, реакции на болезнь изучались многими отечественными исследователями (Г.А. Ариной, Ю.Г. Зубаревым, Б.В. Иовлевым, Н.Я. Ивановым, Б.Д. Карвасарским, Н.Д. Лакосиной, А.Е. Личко, Р.А. Лурия, Т.Ю. Мариловой, В.В. Николаевой, Л.Л. Рохлиным, Е.Т. Соколовой, В.А. Ташлыковым, А.Ш. Тхостовым и др.)[1,4,9].

Клинические наблюдения и психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом, показывают, что заболевание порождает ряд специфических адаптационных проблем, затрудняющих психосоциальное развитие человека в целом, что объясняется искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме.

Ключевые слова: сахарный диабет, социальная адаптация.

         Актуальность. В структуре эндокринологических заболеваний сахарный диабет (СД) является самой распространенной эндокринной патологией. Данное заболевание чрезвычайно распространено во всем мире, уступая болезням кровообращения, онкологическим заболеваниям, болезням костно-мышечной системы и психическим расстройствам, оставаясь при этом в числе ведущих инвалидизирующих нозологических категорий.

         Диабетик, болеющий с детства, при условии, что у него нетяжелое течение заболевания и хорошо скомпенсированное состояние здоровья с медико-социальной точки зрения различными препаратами, диетой, профилактическими мерами и средствами социальной поддержки в процессе своего взросления, как правило, успевает хорошо приспособиться к своему заболеванию, с которым в дальнейшем ему придется жить и жить. Однако нередко врачи-эндокринологи при лечении детей с диабетом сталкиваются с тяжелым течением данного заболевания, формирующим достаточно серьезные осложнения на уровне психосоциального функционирования человека.

Часто дети, заболевающие диабетом, под влиянием тревожных реакций семейного окружения становятся интровертированными, замкнутыми, испытывают незащищенность и эмоциональную заброшенность. В дальнейшем подобные переживания могут спровоцировать формирование детских страхов, негативный настрой к лечению и отрицающее отношение к заболеванию, устойчиво закрепившись в структуре личности ребенка.

         Все социальное окружение такого ребенка (родители, члены семьи, врачи, педагоги, психологи и социальные работники) обязаны учитывать специфические психофизиологические особенности диабетиков, так как дети с тяжелым течением сахарного диабета на протяжении взросления в буквальном смысле составляют дезадаптированную «группу риска» с последующими трудностями социализации. Отличительной особенностью адаптации детей диабетиков, заболевших в раннем возрасте от человека, узнавшего о данном заболевании в более старшем возрасте, является отсутствие психологического феномена «комплекса утраты своего здоровья», так как они никогда еще не были взрослыми и при этом здоровыми людьми. А дети, заболевшие в возрасте двух, трех-четырех лет вообще никогда не жили без болезни, они не помнят себя без уколов и диеты. С рождения инъекции инсулина для этих детей - это обыденность, доведенная до автоматизма. Их жизнь была и всегда протекала на фоне данного заболевания, что видимо, способствует более лучшей адаптации, по сравнению с пациентами, заболевшими в более позднем возрасте. Кризис возрастного развития, у болеющих с детства, накладывается на ненормативный кризис, связанный с возникновением заболевания. Проживая два кризиса вместе, личность ребенка, формируясь в процессе взросления, выходит на новый уровень, приобретая в своем эго-состоянии такое психологическое новообразование, в структуру которого заболевание уже как-бы встроено.

При этом «безоблачной» адаптацию детей с диабетом любого возраста назвать тяжело, а ее качественный уровень всегда зависит от способности родителей правильно сопровождать ребенка на пути преодоления всех возникающих трудностей и от возможностей реабилитационной среды, доступность которой также определяет прогноз и качество реабилитации[2,6,7,10].
         Достаточное информирование родителей, детей, в раннем возрасте заболевших диабетом, как правило, позволяет им сформировать определенные совладающие стратегии и приспособить семью и ребенка к жизни с диабетом. Помимо психологических факторов, оказывающих влияние на адаптацию, огромное значение имеют и социально-экономические, социально-средовые и социально-бытовые факторы, игнорировать которые невозможно.

Все это делает неоспоримым тот факт, что наряду с медицинскими реабилитационными мероприятиями, компенсирующими соматическое состояние, всем больным необходимо регулярное психосоциальное сопровождение и активная поддержка как самих пациентов, страдающих данным заболеванием, так и членов их семей.

         Несомненно, что наличие у ребёнка такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на адаптацию в коллективе. По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему заболеванию. Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов, отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и психическим заболеваниям в будущем[3,4,11].

         Как проявляются эти проблемы? У одних данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же, наоборот, контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

         Направления профилактики отклонений у детей с сахарным диабетом (СД). Из направлений профилактики сахарного диабета выделяют в основном:

- работа с семьёй;

- работа с медицинским персоналом;

- работа с учителями.

         Работа с семьёй. С семьёй ребенка должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того, чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его болезни, от стиля воспитания в семье. Многие реакции родителей на болезнь их чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать свою болезнь. Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения. Несомненно, что у каждого ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями. Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит целью:

- предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или дочери;

- профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;

- работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;

- эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и снижения чувства вины;

- формирование правильных детско-родительских отношений;

- формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и возможностях.

         Если в семье будет всё хорошо, тогда и в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко. Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации, оказывающие данный вид помощи. В этих организациях занятия проходят достаточно интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители обмениваются опытом.

         Работа с учителями. Для того, чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру педагога. Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо.

         Работа с медицинским персоналом. Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии, без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом, больным сахарным диабетом.

         Для того чтобы справиться с трудностями и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и нормализацию соматического здоровья/

         Жизнь детей с сахарным диабетом не должна ничем отличаться от жизни здоровых детей. Подобные меры улучшат качество жизни и будут являться залогом социальной безопасности диабетических больных.

Литература

1.                Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М., 2002.

2.                Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. – М. – 2008 г. с. 3-6.

3.                Детско-родительские отношения в семьях детей, больных сахарным диабетом 1 типа / О.Г. Мотовилин, Л.Н. Щербачева, Е.А. Андрианова [и др.] // Сахарный диабет. – 2008 г. – № 4(41) с. 50-54.

4.                Зелинский С.М. Психические расстройства и внутренняя картина болезни у детей, страдающих сахарным диабетом. Автореф. Диссертация канд. мед. наук. СПб., 1993.

5.                Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб.: Питер, 2007 г. – 512 с.

6.                Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

7.                Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

8.                Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

9.                Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия детского возраста Монография / Воронеж: 2015. -  703 с.

10.           Морозова Е.В. Основные направления психологической реабилитации больных сахарным диабетом. Журнал «Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии», 2004 г. № 4, с. 75-76.

11.           Чуваков Г.И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. 1992 г. №2. с. 3-6.

         Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No. 2. S. 3-6.

 

Literature:

1.      Dedov I. I., Kuraeva T. L., V. A. Peterkova, Sherbakova L. N. Diabetes mellitus      in children and adolescents. M., 2002.

2.      Dedov I. I., Shestakova M. V., Suntsov Yu. I. diabetes in Russia: problems and          solutions. – M. – 2008. p. 3-6.

3.      Parent-child relationships in families of children with diabetes type 1.    Motovilin, L. N. Sherbakova, E. A. Andrianova [et al.] / / diabetes. – 2008. –         № 4(41) pp. 50-54.

4.      Zelinsky S. M. Mental disorders and the internal picture of the disease in        children with diabetes. Avtoref. Thesis Cand. med. Sciences. SPb., 1993.

5.      Isaev D. N. Psychosomatic disorders in children: a guide for physicians. - SPb.:       Piter, 2007. – 512 p.

6.      Kutasov V. A., Barabanova L. V., L. A. Kutasov Modern medical psychology.          Voronezh, 2013.-170 C.

7.      Kutasov V. A., Korotkikh D. V. Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph /          Voronezh: vgma, 2014. – 729 p.

8.      Kutasov V. A., Glukhov A. A., Stepanian N. And., Horn A. I. and others,       Statistics in medical research. Monograph. Voronezh, 200 p.

9.      Kutasov V. A., Sakharov I. E. Neurology and psychiatry in childhood Mono  graph / Voronezh: 2015. - 703 p.

10.    Morozova E. V. the Main directions of psychological rehabilitation of patients with diabetes. The journal "Vestnik of the all-Russian society of specialists in medico-social expertise, rehabilitation and rehabilitation industry", 2004, № 4, p. 75-76.

11.     Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No. 2. S. 3-6.

 

Сведения об авторе:

Николаева Анна Алексеевна, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля

Адрес электронной почты: bonik79@mail.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко