Тема: «Изучение психологических характеристик личности, пережившей потерю близкого человека»
Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ,

ПЕРЕЖИВШЕЙ ПОТЕРЮ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Митогуз Оксана Александровна,

медицинский психолог , БУЗ ВО «Бобровская РБ»

Россия, г. Воронеж

                                  

Аннотация. Согласно современным воззрениям, стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях вступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для себя самого или значимых близких.

В случаях, когда адаптивная система работает в течение длительного времени при нарушенных энергоинформационных характеристиках, в экстремальных условиях у человека может сформироваться перенапряжение, вслед за которым наступает истощение энергоинформационных ресурсов организма, развивается декомпенсация, возникает пограничное состояние, а затем может развиться патология – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) [1,4,5,9,16].

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тревожно-депрессивные расстройства, личность, потерявшая близкого человека, психологическая коррекция.

 

Актуальность. Определяется необходимостью успешного осуществления психотерапии, психокоррекции,  психопрофилактики  негативных последствий психотравмы в результате потери эмоционально близкого человека, необходимостью адаптации страдающих ПТСР лиц к нормальным условиям жизнедеятельности.

К важным факторам риска развития ПТСР относятся личностные особенности индивидума, включая социопатическое расстройство, а также наличие алкогольной и наркотической зависимости. Эти факторы снижают способность личности к преодолению травматических стрессовых переживаний. Наличие в анамнезе психических  травм (например, в связи с перенесенным физическим насилием в детстве, несчастными случаями в прошлом) может увеличить риск развития ПТСР после очередного психотравмирующего события[2,7,10,12,14,15].

Цель исследования. Изучение эмоционально-психологических характеристик личности, переживших потерю близкого человека.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что личности, пережившей потею близкого человека, свойственны негативные эмоциональные состояния и личностные особенности, затрудняющие социальную адаптацию, а именно: состояние тревоги, депрессии, ипохондрии.

 

Материал и методы  исследования

Базой исследования стала БУЗ ВО «ВГКБСМП №1», отделение реанимации и интенсивной терапии.

Объектом исследования явились лица, пережившие развод, смерть супруга, родителя, ребенка (5 мужчин и 16 женщин). Возраст исследуемых колебался в пределах от 22 до 39 лет.

 После потери близкого в семьях остаются хорошие взаимоотношения, хотя характер потери разный (смерть родителя, ребенка, супруга, развод). Потеря родителя у 37 % испытуемых была в детстве (до 15 лет), у 19 % испытуемых во взрослом возрасте. Потеря ребенка у  18 % испытуемых, развод с супругом у 26 % испытуемых. Семейный стаж разный, от года до 12 лет.

В соответствии с поставленными целью и задачами, были выбраны следующие методы эмпирического исследования:

-                                 Психологический анамнез - расспрос и наблюдение;

-                                 Интегративный тест тревожности;

-                                 Индекс жизненного стиля;

-                                 MMPI-566.

 

Психологический анамнез – расспрос и наблюдение. Человек, перенесший потерю близкого человека полон эмоционального напряжения. Испытуемая группа: в начале тестирования почти все беспокойные и напряжены, поскольку должны говорить о том, о чем вообще не любят говорить или говорят очень редко. Их ожидания разные:

- Реакция на потерю у всех испытуемых была разной.  Каждый  по прошествии разного времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) находил психологическую замену. Одни в лице отчима, мачехи, тети или дяди, другие, у которых потеря родителей была во взрослом возрасте стали уделять больше внимания, проявлять больше сочувствия к живому родителю, детям. Те, которые потеряли ребенка, были уверены, что со временем у них будет ребенок и не один. Те, которые в разводе, также пытались реализовать себя в других отношениях с другим полом и очень внимательно и осторожно наблюдали за своими детьми.

- Все испытуемые имеют высшее или среднее специальное образование. Почти все являются служащими или в силу определенных обстоятельств были служащими, а сейчас временно не работают (декретный отпуск, пенсии, студенты).

- Материальное положение у всех среднее или ниже среднего. Высокого материального положения нет ни у кого.

- Потеря близких была в результате разных обстоятельств. Смерть в результате длительной болезни, скоропостижная смерть в результате болезни, самоубийство, развод из-за длительных конфликтов. Все родственники испытуемых получали симптоматическое лечение. У самих испытуемых, несмотря на разное время, после трагедии сохраняется тревожность, депрессия, и наличие психосоматических заболеваний. Чаще всего это заболевания брюшной полости (ЖКТ), сосудистая дистания, тенденция к гипертензии[3,6,8,13].

Анализ психологического анамнеза испытуемых, переживших потерю близкого человека, определяет, что по прошествии некоторого времени, индивидуального для каждого случая, человек находит замену, либо уделяет большее внимание живому родителю (в случае смерти одного из родителей), либо пытается реализовать себя в отношениях с противоположным полом (в случаях супружеского развода) и посвящает себя воспитанию детей.

Наличие психосоматических заболеваний у вышеуказанных категории лиц имеет место в 77 % случаев (заболевание ЖКТ, сосудистая дистания, тенденция к гипертензии).

 

Интегративный тест тревожности. В связи с собранным анамнезом и наблюдениями, необходимо обследовать испытуемых «Интегративным тестом тревожности», предложенным в 1997 году А.П. Бизюком с соавторами.

Таким образом, имеются две различные шкалы методики ИТТ, которые получили условные названия ИТТ-С (ситуативная) – первая, ИТТ-Л (личностная) – вторая.  В данном варианте методика предназначается для традиционной ручной обработки и рекомендуется для оценки общей характеристики тревоги – тревожности, что при лаконичности и простате обработки делает ее полезной для использования в массовых скриниговых обследованиях при выделении группы риска, либо для многократного тестирования в лонгитюдных программах.

Оценка по шкале тревоги ниже 4 станайнов соответствует низкому уровню тревожности, равная 4,5 или 6 станайнам соответствует нормальному уровню, а оценка от 7 и выше – свидетельствует о высоком уровне тревожности, а наличии дезадаптации как в «интер» или интраиндивидуальных отношениях, так и о наличии дисгармонии со средой в целом. По методике ИТТ найден тандем.

ИТТ-Л и ИТТ-С – 10 % - 34 0

ИТТ-С                  - 14 % - 51 0

ИТТ-Л                  - 33 % - 120 0

Общая тревожность составляет 57 % - 205 0

Анализ результатов испытания тревоги как состояния и тревожности как личностно-типологического свойства при помощи интегративного теста тревожности показал следующее – высокий уровень по шкале общей тревожности в группе испытуемых отмечается в 57 % случаев, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, наличии дезадаптации как в «интер», так и в интраиндивидуальных отношениях, а также наличие дисгармонии со средой в целом.

Высокий уровень тревоги, как эмоционального состояния имеет место в 14 % случаев в группе испытуемых, что констатирует их оценку своего состояния на момент исследования. Вероятно ситуация обследования вызывало у указанных испытуемых дискомфорт, восприятие процедуры как угрожающей и сопровождалась повышением нервно-психического напряжения.

Высокий уровень тревожности как личностной черты определяется в 33 % случаев в группе испытуемых, это свидетельствует о том, что тревожность проявляется у подобных лиц в сфере социальных контактов, отчетливо прослеживается проекция страхов на текущее положение дел,  а в перспективу отличается общая озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

Наконец высокий уровень тандема ИТТ-С и ИТТ-Л проявляется в 10 % случаев в группе испытуемых.

 

Индекс жизненного стиля.  Это методика, предложена Плучеком-Келерманом и адаптирована Клубовой Е.Б. в 1994 году

Одной из наиболее важной областей деятельности психолога является диагностика,  квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических  нарушений, состояния психической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а также саморазрушающего поведения и личностных реакций на эмоционально напряженную профессиональную деятельность.

Группы испытуемых применяют следующие механизмы защиты: по нисходящей

1.     реактивные образования;

2.     интеллектуализация;

3.     компенсация;

4.     регрессия.

Анализ результатов исследования видов Эго-защит с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) позволил распределить по нисходящей следующие защитные механизмы:

-                                 регрессия – 70 % случаев;

-                                 компенсация – 63 % случаев;

-                                 реактивные образования – 61 % случаев;

-                                 интеллектуализация – 59 % случаев;

-                                 отрицание – 50 % случаев;

-                                 замещение – 48 % случаев;

-                                 проекция – 46 % случаев;

-                                 подавление – 42 % случаев.

Таким образом интеллектуализация, реактивные образования и регрессия, наиболее распространенные виды Эго-защит в изучаемой нами выборке испытуемых.

 

MMPI-566.

Личностные особенности испытуемых исследовались методикой MMPI-566 авторы Хатуэй и Маккинли, адаптирован Березеным с соавторами в 1980 году.

На основании полученных количественных показателей строится так называемый профиль личности, т.е. графическое изображение характерологических особенностей. При изучении и построении профиля у испытуемых наблюдалась созерцательная личностная позиция, склонность к раздумьям, способность на основе минимальной информации воссоздать целостный образ. Избирательность в контактах, субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость во взглядах, высокая потребность в актуализации своей индивидуальности, склонность к ипохондрической фиксации, напряженности, подавленное настроение, тревожность с множеством соматических жалоб, так же прослеживается умеренная депрессия[11,15,18,19].

При первом затрагивании травмирующей темы человек может дать аффективную реакцию, которая может состоять в слезливости, избегании контакта глазами, возбуждении, враждебности.

В 90-е гг. показатели частоты возникновения ПТСР отчетливо возросли: если в 80-х гг. они соответствовали 1-2%, то в недавних исследованиях, опубликованных в США, - 7,8%, причем, имеются выраженные половые различия (10,4% для женщин, 5,0% для мужчин). Так, в работе Кесслера с соавторами (1995) приведены следующие статистические данные (см. табл. 1):

 

Таблица 1.

Частота различных травм и последующего развития ПТСР (без учета половых различий) в репрезентативной выборке.

Характер травмы

Частота травмы, %

Частота развития ПТСР, %

1

2

3

Изнасилование

Сексуальное домогательство

Война

5,5

7,5

3,2

55,5

19,3

38,8

 Угроза применения оружия

Телесное насилие

Несчастные случаи

Свидетель насилия, несчастного случая

Пожар/ стихийное бедствие

Плохое обращение в детстве

Пренебрежение в детстве

Другие угрожающие жизни ситуации

Другие травмы

Наличие какой-либо травмы

12,9

9,0

19,4

25,0

17,1

4,0

2,7

11,9

2,5

60,0

17,2

11,5

7,6

7,0

4,5

35,4

21,8

7,4

23,5

14,2

 

Анализ результатов исследований показывает, что подверженность ПТСР  коррелирует с определенными психическими нарушениями, которые либо возникают как следствие травмы, либо присутствуют изначально. К числу таких нарушений относятся: невроз тревоги; депрессия; склонности к суицидальным мыслям или попыткам; медикаментозная, алкогольная или наркозависимость; психосоматические расстройства; заболевания сердечно-сосудистой системы.

Данные свидетельствуют о том, что у 50-100% пациентов, страдающих ПТСР, имеется какое-либо из перечисленных сопутствующих заболеваний, а чаще всего два или более. Кроме того, у пациентов с ПТСР особую проблему представляет высокий показатель самоубийств или попыток самоубийств.

На наш взгляд, необходимо отметить, что довольно часто индивиды с ПТСР переживают вторичную травматизацию, которая возникает, как правило, в результате негативных реакций других людей, медицинского персонала и работников социальной сферы на проблемы, с которыми сталкиваются люди, перенесшие травму. Негативные реакции проявляются в отрицании самого факта травмы, связи между травмой и страданиями индивида, обвинение и даже поношение жертв, отказе в оказании помощи.

В других случаях, напротив, вторичная травматизация может возникнуть в результате гиперопеки пострадавших, вокруг которых окружающие создают «травматическую мембрану», которая отгораживает их от внешнего мира, выводя из-под влияния стрессоров обыденной жизни. 

Для развития ПТСР характерны следующие фазы:

1.                начальное воздействие;

2.                сопротивление/отрицание;

3.                допущение/подавление;

4.                декомпенсация;

5.                совладение с травмой и выздоровление.

 

Программа психологическая коррекционная

Индивидуальная психотерапия.  Ее применение предполагает у клиента мотивацию, способность к саморефлексии и давление душевного страдания. Индивидуальный психоанамнез с использованием кушетки и свободных ассоциаций по часу 3-4 раза в неделю, предполагает у клиента высокую толерантность к фрустрации, напряжению и страху. Требование к этим данным в глубинно – психологически ориентированной психотерапии, характеризуется более активным поведением, что делает ее более пригодной для работы с психосоматическими больными.

Групповая психотерапия.  Множественная система отношений в терапевтической группе открывает для клиента возможность получения опыта самораскрытия в социальном поле, а также способствует ориентированию в реальной действительности.

Наряду с аналитически ориентированной групповой терапией используется клиент-центрированная психотерапия, транзактный анализ, психодрамма, гештальт-терапия.

Семейная психотерапия.  В нашем случае имеется показания к семейной терапии при наличии тесной связи между зависящими друг от друга членами семьи после произошедшей трагедии, при тяжелых психосоматических кризах и при недостаточной мотивации клиента. В рамках семейной психотерапии могут быть использованы такие методики, как «Построение семейной генограммы»,  тест Лири, «Сесть на место другого», «Скульптура семьи».

Семейная групповая терапия при формировании группы, состоящей из разных семей, с аналитической проблемой дает возможность клиентам найти поддержку в фазах отчаяния и  рецидива. Важной задачей является распознавание собственного участия в болезненном процессе и разработка альтернатив своим ригидным  установкам. Подобные группы могут быть выражением растущей автономизации носителей симптомов. В групповой работе может быть достигнуто разгрузка семейной системы, ведущей к расширению жизненного пространства клиента. Кроме того, могут быть вскрыты и проработаны переносы симптомов внутри семьи, например, депрессивные реакции, а также латентные, невысказанные и эмоционально «непрожитые»  конфликты[5,17].

Семейная конфрактация. Неидентичная семейной терапии, хотя может открыть пути к таковой. Семейная конфрактация представляет собой однократные концентрированные вмешательства психолога или психотерапевта в рамках всей семьи. В разводе семья не должна интерпретировать связь между произошедшей потерей значимого члена семьи и обстановкой в семье. Это лишь углубит чувство вины у всех членов семьи и приведет к дальнейшей поляризации членов семьи. Для психолога важно найти фокус, указать семье на позитивные аспекты ее жизни и помочь разработать измененное поведение. Побуждение к конструктивному разговору о том, что может облегчить, изменить и помочь, имеет долговременную цель достижения переструктурирования семейной констеляции.

В тяжелых случаях личности, пережившие потерю близкого человека, в дополнение к вышеперечисленным методам психотерапии может быть рекомендовано реалаксирующая физиотерапия, а в особо тяжелых случаях – медикаментозная терапия.

 

Выводы:

1.                Лица, пережившие потерю близкого человека, стремятся найти ему замену, реализовать себя в близких эмоциональных отношениях.

2.                У вышеуказанной категории лиц имеет место психосоматические заболевания.

3.                Несмотря на различный интервал времени, после трагедии, у людей переживших потерю близкого человека определяется тревожность.

4.                Для личностей, переживших потерю близкого человека, наиболее характерны следующие виды Эго-защиты:

-                                 реактивные образования;

-                                 интеллектуальзация;

-                                 компенсация;

-                                 регрессия.

(по нисходящей).

5.                Для изучаемой выборки испытуемых характерны личностные особенности: склонность к ипохондрической фиксации, соматические жалобы, умеренная депрессия, субъективизм в оценке социума и происходящих событий, избирательность в контактах, созерцательная личностная позиция, независимость во взглядах,  высокая потребность в актуализации своей индивидуальности.

Исходя из указанного, мы выдвинули предположение о том, что личности переживший потерю близкого человека будут свойственны депрессия, тревога, ипохондрия.

В работе использовался специальный подобранный нами комплекс психодиагностических методик. Полученные данные были подвержены качественному анализу.

В заключении отметим, что задача практической психологии в русле данной проблемы состоит в необходимости расширения сети реабилитационных центров для оказания медико-психологической помощи лицам, страдающим ПТСР.

 

Литература:

1.     Александровский Ю.А. Психология в экстремальных ситуациях. -М, 1991.-С4-93.

2.     Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. –Л, 1988.

3.     Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М, 1984 .-200 с.

4.     Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

5.     Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

6.     Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. - 2014. - Т13,№4. - С.993-996.

7.     Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. – 224 с.

8.     Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях //  Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27.

9.     Некишова М.Б. Психопатология затяжных реакций тяжелой утраты // Журнал Неврология и психиатрия. -  2000. - № 10. - С. 24-29.

10.Овсянников М.В., Куташов В.А., Захаров О.П., Куташова Л.А., Хабарова Т.Ю. Аффективные расстройства в психосоматической практике. Клинико-демографический анализ // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.2015.№11-12 .С.81-86.

11.Павлова М.С. Посттравматическое стрессовое расстройство. Острые и отдаленные реакции на травму // Российский психиатрический журнал. – 1999. - № 1. - С.46-49.

12.Пушкарев А.П., Доморацкий В.А., Торгеева В.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: Диагностика, психофармакатерапия, психотерапия. – М, 2000. - С. 128.

13.Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия. – 1994. - № 4; 3. - с.73-78.

14.Тарабардина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. - С. 272.

15.Тарабардина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал, 1992. –Т.13.- № 2. - С. 14-29.

16.Феменская Н.И. Постреактивные изменения психики. Трансформирующиеся затяжные психозы. Реактивные состояния в судебно-психиатрической практике. – М.:Медицина., 1968. - С. 103-10.

17.Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. 2015. №4. С. 107-111.

18.Хабарова Т. Ю.  Анализ современной              системной коррекции  депрессивных расстройств      в психосоматической медицине [Текст] / Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. 2015. №6. С. 305-308.

19.Черепанова Е.Н. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. –М.:Академия, 1997.

 

Literature

1. Alexander Y. Psychology in extreme situations. -M, 1991.-S4-93.

2. Berezin FB Mental and psycho-physiological adaptation. -A 1988.

3. Vasilyuk FE experiences Psychology: An Analysis of overcoming critical situations. - M, 1984 200. P.

4. Kutashov VA Barabanov LV, Kutashov L.A.Sovremennaya medical psychology. Voronezh, 2013.-170 with.

5. Kutashov VA, short DV Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph / Voronezh VGMA, 2014. - 729 p.

6. Kutashov VA Samsonov AS, Budnevsky AV Priputnevich DN, Shcherbak EA .. Intellectualization analysis of the prevalence of depressive-anxiety disorders in the clinic of internal diseases // System analysis and management biomedical systems: magazine practical and theoretical biology and meditsuiny. - 2014 - T13, №4. - S.993-996.

7. Kutashov VA, VA Kunin, Kutashov LA Help people in crisis conditions, and suicidal behavior. Monograph. Voronezh, 2013. - 224 p.

8. Kutashov VA Kutashov LA, Depressive disorders in a variety of chronic somatic diseases // Scientific and Medical Bulletin of the Central Black Earth region. 2006. № 25. C. 24-27.

9. Nekishova MB Psychopathology protracted reactions bereavement // Journal of Neurology and Psychiatry. - 2000. - № 10. - S. 24-29.

10. Ovsyannikov MV Kutashov VA, Zakharov OP, Kutashov LA Khabarova TY Affective disorders in psychosomatic practice. Clinical and demographic analysis // Journal of Neurology, Psychiatry and neyrohirurgii.2015.№11-12 .S.81-86.

11. Mikhail Pavlov Post-traumatic stress disorder. Acute and long-term responses to trauma // Russian Journal of Psychiatry. - 1999. - № 1. - S.46-49.

12. AP Pushkarev, Domoratsky VA, VG Torgeeva Posttraumatic Stress Disorder: Diagnosis, psihofarmakaterapiya, psychotherapy. - M., 2000. - S. 128.

13. GV Starshenbaum Psychotherapy acute grief // Social and clinical psychiatry. - 1994. - № 4; 3. - s.73-78.

14. Tarabardin NV Workshop on the psychology of post-traumatic stress. - St. Petersburg: Peter, 2001. - S. 272.

15. Tarabardin NV EO Lazebnaya The syndrome of post-traumatic stress disorders: current status and problems // Psychological magazine, 1992. -T.13.- № 2. - P. 14-29.

16. Femenskaya NI Postreactive mental changes. Transforming prolonged psychosis. Reactive state in forensic psychiatric practice. - M.: Medicine, 1968. - S. 103-10.

17. TY Khabarova The use of art therapy in the treatment of depressive and dependent patients // Young scientist. - 2015. - №4. - S. 107-111.

18. TY Khabarova Analysis of the current system of correction of depressive disorders in psychosomatic medicine [Text] /T.Yu.Habarova//Molodoy uchenyy.-2015.-№6.-S.305-308.

19. Cherepanov EN Psychological stress: Help yourself and your child. -M:. Academy 1997.

 

Сведения об авторе:

Митогуз Оксана Александровна, медицинский психолог  БУЗ ВО «Бобровская РБ»

Адрес электронной почты: nazareth77709@rambler.ru