СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

Анашкина Н.Н.

медицинский психолог

АУЗ ВО «ВОККДЦ» Дистанционный областной центр охраны здоровья

Россия, г. Воронеж

Хабарова Т.Ю.,

к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии

ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

Россия , г. Воронеж

 

Аннотация. В современном, бурно развивающемся мире происходит быстрое развитие человека. С появлением новомодных профессий меняются запросы рынка труда. Заметно снижен рейтинг ряда социально значимых профессий, таких как медицинский работник. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.)[1,4,6,14,16]. В последнее время люди, испытывающие такие состояния, все больше нуждаются в помощи психологов и психиатров.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стрессоустойчивость, психологическая дисгармония, мышечная и психическая релаксация.

 

Актуальность. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии.

Причиной СЭВ является психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» врач вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций[3,5,7,8,9,10,15,19].

Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной.

Целью исследования явилось изучение феномена синдрома эмоционального выгорания и эффективности психологической коррекции, направленной на устранение факторов, способствующих развитию синдрома  выгорания.

Гипотеза. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger (1994): «Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами». Своевременное вмешательство в виде помощи психолога лучше, чем самостоятельный выход из сложившейся ситуации.

Материал и методы исследования.

Исследование проводилось в г. Воронеже 2003 г. Базой исследования явилось отделение реанимации БУЗ ВО ВГКБСМП № 1.

В исследование были включены 38 сотрудников отделения (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал) в возрасте от 30 до 52 лет, 8 мужчин и 30 женщин, которые работали в данной сфере не менее 5 лет.

Для выявления синдрома эмоционального выгорания были выбраны следующие методики[5,17,18]:

- тестирование  «Как узнать, что вы подверглись  стрессу?»;

- методика  «Диагностика эмоционального выгорания»  В. В. Бойко;

Тестирование  проводилось как  индивидуально, так и в группе.

 Результаты исследования:        

По результатам исследования выявлено следующее:

- на момент обследования  синдром сформировался у 20% медработников, у 56% – находится в  стадии формирования, отсутствует синдром  эмоционального выгорания у 24% респондентов. На данном этапе исследования с помощью методики выявлен уровень сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и его ведущие симптомы у медицинского персонала в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Результаты  исследования свидетельствуют, что  существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома «эмоционального выгорания»:

1. У группы медработников со  сформировавшимся «эмоциональным  выгоранием» в фазе напряжения наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (30%) способствующий формированию «эмоционального выгорания»;

в фазе резистенции доминирующим симптомом является «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (42%),  представляющий собой прием психологической защиты;

в фазе истощения ведущим симптомом  являются «психосоматические и психовегетативные нарушения (28%).

2.У группы медработников с формирующимся  эмоциональным выгоранием» доминирующими симптомами являются: в фазе «напряжение» -   «тревога и депрессия» (26%); в фазе  «резистенция» - «эмоционально-нравственная дезориентациия» (45%); в фазе «истощение» - «эмоциональный дефицит» – (27%).

Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика «эмоционального выгорания» были выделены три группы медработников по уровню его сформирован-ности: 1) с отсутствием «эмоционального выгорания», 2) с формирующимся «эмоциональным выгоранием», 3) со сформировавшимся «эмоциональным выгоранием».

У медработников с высшим образованием синдром эмоционального выгорания не сформировался. Скорее всего, это связано с реальным представлением ожидаемого и действительного. Для медицинских сестер и младшего персонала отделения наиболее близка фаза «истощения», что говорит о наиболее высокой восприимчивости «чужой боли». Возможно, накладывает свой отпечаток недостаток опыта работы, который приводит к трудностям в общении, психологической дисгармонии.

Психологическая коррекция.

Синдром эмоционального выгорания относиться к психологическому заболеванию, требующему специальной помощи. Коррекционные методы при развитии синдрома схожи с профилактическими. Межличностные отношения между коллегами, между администрацией и подчиненными, текучесть кадров, неблагоприятная атмосфера в коллективе - все это провоцирует стрессовые ситуации у медицинских работников.

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит!

Первичная профилактика: дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»; наличие хобби (спорт, культура, природа);  поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Руководитель играет огромную роль в профилактике стрессов, особенно в скоропомощных службах, где жизнь и смерть требуют круглосуточного вмешательства медицинского работника. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома  выгорания. Это создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства); признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата).

Психотерапия (когнитивно-бихевиоральные, релаксационные техники, интегративная психотерапия); реорганизация рабочего окружения; комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением[2,8,11,12,13]. В первую очередь необходимо осознание проблемы и принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат. Необходима мыслительная перестройка: переоценка целей, осознание своих возможностей   ограничений, позитивный взгляд на жизнь.

Практические рекомендации с целью снижения факторов эмоционального выгорания:

- обучение методам мышечной и психической релаксации. К первым относятся: периодическая «ревизия» мышечного корсета, устранение «зажимов», которые могут стать хроническими. Они являются телесным проявлением эмоциональных блоков! Умение расслабляться предотвращает возникновение мышечных зажимов, способствует повышению стрессоустойчивости. Одно из применяемых упражнений:

- «подъём неба» - часто используется в различных восточных практиках, в том числе и в единоборствах: Встаньте прямо. Расслабьте все мышцы. Ноги вместе. Руки опустите вниз. Поверните ладони внутрь так, чтобы они смотрели в землю и были под прямым углом к предплечьям. Пальцы направлены друг к другу. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направлены к небу. Выполняя движение, плавно вдохните через нос. Поднимите голову вверх и смотрите на свои ладони. Тянитесь вверх, но не отрывайте пятки от земли. Задержите дыхание на несколько секунд и ощутите поток энергии, идущий от ваших ладоней вниз вдоль тела. Затем, через стороны опустите руки  вниз,  плавно выдыхая ртом. Опуская руки, смотрите вперед. Это упражнение выполнять десять раз каждое утро или в течение дня.

- к психической релаксации относятся различные медитации. Упражнение: Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов – выдохов. Теперь дышите, как привыкли («автоматическое дыхание»). И просто наблюдаете  за тем, как воздух входит в ваши легкие через нос и выходит через рот. Через некоторое время, вы почувствуете, что напряжение и назойливые тревожные мысли исчезли! (Разумеется, можно выполнять это упражнение и лежа).

Дополнительные расслабляющие методы.

В идеале, должна быть комната психологической разгрузки. В кабинетах персонала рекомендованы аквариумы. Созерцание воды, водорослей и рыбок хорошо снимает напряжение!

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Позволяет символически, на уровне чувств или образов, создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, и пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс. А наушники дают эффект отстраненности от окружающего мира, полностью погружая слушателя в мир звуков, особенно если закрыть глаза.

 

Выводы:

1. По данным исследования выявлено: Медицинская профессия относится к наиболее сложному типу психологического контакта «человек - человек». Характер, содержание деятельности, стаж работы и индивидуально-психологические особенностей личности определяют уровень стрессоустойчивости. При снижении данного уровня начинает развиваться синдром «эмоционального выгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

2. На фоне психологической коррекции заметно:

- снижение уровня тревоги, усталости, утомления, истощения после активной профессиональной деятельности;

- на уровне психосоматических проблем – снижение колебания артериального давления, головных болей, заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологических расстройств, бессонницы;

- снижена отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

3. В результате проведенных исследований можно сделать вывод об эффективности и необходимости своевременного выявления СЭВ и проведения психологической коррекции, направленной на устранение факторов, способствующих развитию синдрома  выгорания у медицинских работников.

 

Литература.

1.      Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.

2.      Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.

3.      Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.

4.      Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

5.      Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

6.      Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

7.      Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии / Под ред. И.М. Виш. - Тамбов. - 1974.478 с.

8.      Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 261 с.

9.      Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с.

10.    Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: forumssmedserv/ show thread. php? t=8748

11.    Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81

12.    Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

13.    Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

14.    Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. - 2014. - Т13,№4. - С.993-996/

15.    Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. – 224 с.

16.    Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях //  Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27.

17.    Куташов В. А., Хабарова Т. Ю., Михайлова Ю. Ю. Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала студенческой многопрофильной поликлиники // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 432-436.

18.    Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101

19.    Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т-М., 2002. - Т.1

 

Literature.

1.      G. S. Abramova, Yu. a. Yudchyts Psychology in medicine/G. S. Abramov, Y. A. Yudchyts. - M.: Nauka, 1998. - S. 231-244.

2.      Avkhimenko M. M. Some risk factors of the work of the physician/M. M. Avkhimenko // Medical care. - M.: Medicine, 2003. - No. 2. - P. 25-29.

3.      Anan'ev, B. A. an Introduction to health psychology/B. A. Ananiev. - SPb.: Peter, 1999. - 123 S.

4.      Boyko V. V. the Syndrome of "emotional burnout" in professional communication/V. V. Boyko. - SPb.: Peter, 1999. - 105 p.

5.      Boyko V. V. Energy emotions in communication: a look at yourself and others/V. V. Boyko. - M.: Nauka, 1996. - 154 p.

6.      Vodopyanova N. E. Starchenkov E. C. burnout Syndrome: diagnosis and prevention - 2nd edition - Saint Petersburg: Piter, 2008. - 338 p.

7.      Problems of medical deontology and psychotherapy / edited by I. M. Vish. - Tambov. - 1974.478 S.

8.      Dabolin L. M. Psychological mechanisms of emotional stability of the person/L. M. Abolin. - Kazan: Publishing house of Kazan University, 1987. - 261 p.

9.      Ermolaeva M. V. Psychology of development: the Methodical manual for students of correspondence and remote forms of education. - M.: Moskovskij psihologo - social Institute; Voronezh: Publishing. NGO "MODEK", 2000. - 336.

10.    Zakharov S. the Syndrome of burnout among physicians. /C. Zakharov // Internet: forumssmedserv/ show thread. php? t=8748

11.    Marks V. V. the Study of professionally important qualities in the honey. workers // Psychological journal. - 2004. - No. 3. - S. 71 – 81

12.    Kutasov V. A., Barabanova L. V., L. A. Kutasov Modern medical psychology. Voronezh, 2013.-170 C.

13.    Kutasov V. A., Short D. V. Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph / Voronezh: the Voronezh state medical Academy, 2014. – 729 p.

14.    Kutasov V. A., Samsonov S. A., Budnevsky A. V., Pryputniewicz D. N., Scherbak E. A. Intellectualization the analysis of the prevalence of depressive-anxiety disorders in internal diseases clinic // System analysis and management in biomedical systems: the journal of the practical and theoretical biology and medicine. - 2014. - T13, No. 4. - P. 993-996/

15.    Kutasov V. A., Kunin V. A., L. A. Kutasov Assistance to persons in crisis States and suicide behaviour. Monograph. Voronezh, 2013. – 224 p.

16.    Kutasov V. A., L. A. Kutasov, Depressive disorders in different chronic somatic diseases // Scientific-medical Bulletin of Central black earth region. 2006. No. 25. P. 24-27.

17.    Kutasov V. A., Khabarova T. Yu., Mikhailov Yu. Yu. the Study of syndrome of emotional burnout among nursing staff a multidisciplinary clinic student // Young scientist. — 2015. — No. 10. — S. 432-436.

18.    Orel V. E. Phenomenon of "burnout" in foreign psychology: empirical research // Psychological journal. - 2001. - Vol. 22, No. 1. - P. 90-101

19.    Psychological tests / edited by A. A. Karelin: In 2 T-M., 2002. - Vol. 1

 

Сведения об авторе:

Анашкина Нина Николаевна – медицинский психолог

Адрес электронной почты: nazareth77709@rambler.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко.