ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРИ ПОМОЩИ
САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Филонова Т.Ю.,
медицинский психолог
БУЗ ВО ВГП № 3, Воронеж, Россия
Хабарова Т.Ю.,
к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии
ИДПО
ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН.
Бурденко Минздрава Р.Ф., Воронеж, Россия
Аннотация. Саногенное мышление, как образ мышления, приводящий к здоровью и благополучию
личности, в последнее время привлекает внимание со стороны многих
специалистов в области психиатрии и психологии, так как позволяет познавать
эмоции индивида и управлять ими. Ключевые слова: саногенное мышление, саногенная
рефлексия, эмоции, социально-психологический
тренинг, преодоление обиды. Актуальность данной темы не вызывает сомнения,
поскольку понимание собственных эмоциональных состояний, осознание способов
реагирования и освоение теории и практики саногенного
мышления являются важными задачами, стоящими перед большинством индивидов. Целью работы явилось изучение методики
обучения саногенной рефлексии, направленной на
преодоление негативных переживаний. Часто повторяющиеся
негативные переживания приводят к закреплению неблагоприятных эмоциональных
состояний и отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность,
тревожность, пессимизм, обидчивость, что, в свою очередь, негативно
сказывается на качестве жизни. Основными способами
реагирования в эмоциогенных ситуациях для
большинства индивидов, являются механизмы психологической защиты: уход из
ситуации, проекция на других, возбуждение вины в других, рационализация
обстоятельствами, несоответствие поведения других ожиданиям, аутоагрессия. Управление
собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих – наиболее важные
качества, необходимые для успешной личности. Это предполагает, в первую
очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Часто способность
управления эмоциями сводится лишь к тому, чтобы их не проявлять вовне. Все
это свидетельствует о том, что индивид может лишь сдержать внешнее проявление
эмоции, но не устранить её. Подавленная эмоция может преобразоваться во что
угодно, например, в гнев, который будет продолжать порождать мысли о мести.
Следовательно, если отсутствует способность управлять эмоцией, то тогда в
наличии скрытое управление эмоции. Для того, чтобы
управлять своими эмоциями, необходимо знать, как они устроены, в результате
каких актов души они проявляются и продолжают существовать, несмотря на то,
что присутствует желание их скрыть. В психологической литературе описано, по
крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и
управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными
ситуациями. Но для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его
формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание собственных
поступков может стать основой формирования новых форм поведения. В этом может
помочь освоение теории и практики саногенного
мышления (СГМ), основателем которой стал замечательный отечественный психолог
Юрий Михайлович Орлов. В переводе с
греческого саногенный означает несущий здоровье (sanos – оздоровление; genos –
несущий), таким образом саногенное мышление – это
мышление, приводящее к здоровью и благополучию личности. Мышление в концепции
Ю. М. Орлова рассматривается с позиции его влияния на качество жизни
человека, в том числе и на качество эмоциональной сферы. Согласно Ю.М.
Орлову, эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они
включаются и берут управление на себя. «Программистом» выступает наша
культура – она задает стереотипы мышления, чувств, действий. Для здоровья
важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы
они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать
себе думать, а научиться думать правильно. Средством достижения саногенного мышления является саногенная
рефлексия. Функция саногенной рефлексии заключается
в распознавании стереотипов мышления и программ поведения, запускающих
отрицательные эмоции. Другими словами, саногенная рефлексия направлена на осознание психических
защит и регуляцию эмоциональных состояний индивида. Основным методом развития
саногенной рефлексии является аутопсихоанализ
переживаний, который осуществляется в процессе специальных занятий,
направленных на самопознание эмоций. Привычка применять рефлексию,
направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, саногенное
мышление направлено на снижение страдания от негативных эмоций, в результате
чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения. Ю.М. Орлов впервые
описал операционную структуру эмоции с точки зрения «поведения ума», программ
поведения, вырабатывающих эмоцию. Несоответствие реальности поведения
ожиданиям переживаются субъектом как отрицательная эмоция. Чем больше мы
связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать
источником хороших и плохих эмоций. Эмоции представляют
собой психические образования, закрепленные привычками, сознание не может их
охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется
бессознательно, автоматически. Сознание суживается и концентрируется на
чем-то одном, упуская другое, становится блокированной возможность получить
из «эмоционального всплеска» полезную информацию в отношении окружающей
действительности. Этим объясняются
трудности в управлении эмоциями и сложность отказаться от выработанных
стереотипов эмоционального реагирования. Устоявшиеся эмоциональные стереотипы
обуславливают личностные характеристики. [2] Рефлексия в эмоциогенных ситуациях может быть направлена как на
умственные операции, приведшие к отрицательным эмоциям, так и на сами эмоции.
В этом случае можно говорить о наличии патогенного мышления – мышления,
порождающего болезнь, патологию характера. Привычные шаблоны
мысли, направленные на облегчение страдания от эмоции, принято называть
психической защитой. Ю.М. Орлов относит механизмы психической защиты к видам
рефлексии и противопоставляет их саногенной
рефлексии. Защитная рефлексия
состоит в действиях, направленных на уменьшение страдания от болезненной
эмоции. Механизм защитной рефлексии включает: 1. Умственную
реконструкцию ситуации. 2. Активизацию
защитных механизмов. 3. Активное
переживание эмоции в себе или в общении с другими. 4. Конверсию
болезненной эмоции в другую, менее болезненную. Психические защиты
дают локально-временный эффект (иллюзию благополучия) или напрямую негативные
последствия. Управление своими
эмоциями предусматривает их познание. Важно, что переживание эмоции не дает
нам ключ к их управлению, а познание – дает. Познание эмоции должно быть
направлено на осознание тех операций ума, с помощью которых порождается эта
эмоция. Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций
происходит через осознание неконструктивных программ поведения и их
коррекцию. Наиболее оптимальным социальным пространством развития саногенной рефлексии является группа, поскольку исходной
формой человеческой деятельности является совместная деятельность, а
механизмом развития психики выступает процесс интериоризации. Групповая динамика
социально-психологического тренинга по развитию саногенной
рефлексии состоит из 4 этапов. На первом этапе у участников группы важно
создать доверие друг к другу, потребность в общении и самопознании. Следует
отметить, что от качества организации первого этапа зависит результат всего
тренинга. На втором этапе рестимулируются неэффективные программы поведения,
отслеживаются шаблоны умственного поведения, создается потребность в
выработке способности к сознательному выбору эффективных форм поведения. На
третьем этапе осваивется технология саногенной рефлексии с помощью методов размысливания и угашения
отрицательных эмоциональных состояний. На четвертом этапе закрепляются
используемые навыки. Методика обучения саногенной рефлексии довольно проста: сначала
представляется эмоция, затем подробно изучается её структура, далее тренер
демонстрирует, как нужно думать об этой эмоции. После некоторого периода
занятий усваиваются способы мышления, связанные с конкретной эмоцией.
Участники тренинга учатся наблюдать умственные действия, и тем самым
приобретают способность представлять и делать объектом рассмотрения
когнитивную структуру эмоции. [1] Кроме того, участники тренинговой группы обучаются технологии работы с
дневником, используя алгоритм «размысливания»
отрицательных эмоций, разработанный Ю.М. Орловым и С.Н. Морозюк. Дневник Ведение дневника
способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными
эмоциями. Дневниковые записи особенно важны, если у субъекта нет
доверительного общения, если ему не откуда получить помощь специалиста –
психолога или психотерапевта. Дневник систематизирован: записи делаются
регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов. Алгоритм работы с
дневником реализуется посредством выполнения следующих шагов: 1. Вспомните и опишите
в дневнике обстоятельства, которые способствовали возникновению деструктивной
эмоции (обиды, вины, стыда…). Вспомните и запишите мысли, которые возникли у
Вас в этом состоянии. 2. Проанализируйте
ситуацию. Опишите ожидания относительно поведения близкого Вам человека. 3. Опишите реальное
поведение, которое причинило Вам боль: речь, действия, выражение лица. 4. Оцените в
десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент. 5. Определите
характерный для Вас стиль умственного поведения во время переживания обиды,
вины, стыда. 6. Отдохните. Возьмите
лист чистой бумаги, краски. Ваша задача в данный момент отразить в цвете и
форме ваше переживание. Таким образом, Вы создадите лист эмоции или лист
неблагополучия. Трансформируйте изображение любым способом (сложите лист
пополам, а затем разверните его, посмотрите на то, что получилось, добавьте
светлых красок, измените формы). 7. Снова оцените в
десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент. 8. Войдите в состояние
покоя. Вспомните ситуацию, когда Вы были счастливы, спокойны, побудьте
несколько минут в этом состоянии. 9. Выберите ситуацию,
которую когда-то пережили и описали в дневнике. Прочтите. Отследите Ваше
эмоциональное состояние на данный момент. Если Ваше состояние по-прежнему
остается спокойным, то можете приступать непосредственно к размышлению над
прошлым переживанием эмоции, аутопсихоанализу, т.е.
к шагу 10. 10. Задайте себе
следующие вопросы: - Как он должен был бы
вести себя, чтобы я не обиделась? - Откуда берутся мои
ожидания? - Насколько они
реалистичны? - Может ли близкий
человек соответствовать этим ожиданиям? - Знает ли он о них? - Какие стереотипы
лежат в основе моих ожиданий? - Существует ли
возможность скорректировать их в направлении большей реальности? Преодоление обиды. Тот, кому известно,
как устроена эмоция, может сделать объектом её интроспекции и обрести саногенное мышление. Тот, кто не знает этого, потерпит
неудачу, так как будет воспроизводить в своем воображении лишь образы,
вызывающие сильное переживание. Так, столкнувшись с
пренебрежением интересов со стороны значимых людей, возникает неприятное
чувство, называемое обидой. Если воспроизвести в памяти обстоятельства обид,
то можно выделить три элемента: 1) ожидания
относительно поведения другого человека – как он должен себя вести; 2) поведение другого
человека, отклоняющееся от ожиданий в неблагоприятную сторону; 3) эмоциональная
реакция, вызванная несоответствием ожиданий. [3] Обида, как
эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда,
когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек
сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления,
обмана, неоправданных обвинений и упреков. Когда обида
рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и
агрессию. Последняя оттягивает энергию обиды и оскорбления на себя и тем
самым ослабляет страдание обиды. Искусство самопознания в этом случае состоит
в том, чтобы за изнанкой гнева и агрессии усмотреть обиду. Обида проистекает из
стремления запрограммировать другого человека. При взаимодействии двух людей
обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует
к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида
становится бесполезной и нефункциональной. Чем значимее ожидания,
тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью. Чем больше это
рассогласование между ожиданиями и реальностью, тем сильнее эмоция.
Следовательно, ослабить обиду можно или уменьшением значимости ожиданий, или
путем уменьшения рассогласования, сделав ожидания более реалистичными. Первый вопрос, который
следует задать для размышления над эмоцией обиды: «Как должен был бы вести
себя другой человек, чтобы не вызвать обиду?» Отвечая на этот вопрос,
проясняются ожидания – первая составляющая обиды. Следующий шаг – это
корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности. То есть принятие
другого таким, какой он есть, а не только ''хорошим'' и ''удобным'' для себя. Для того чтобы мыслить
саногенно, важно осознать и понять, что ожидания
формируются в мыслях, а другой человек – это реальность. Важен вопрос:
«Откуда появились такие ожидания? Каким образом (от кого) они
сформировались?» [2]. Обиды имеют свойство
накапливаться, но СГМ дает возможность работать и с прошлыми обидами, потому
что их структура такая же, меняется лишь объект: можно обижаться по разным
поводам, но сама обида устроена одинаково. Для саногенного
очищения памяти не нужно стараться забыть обиды, как это обычно
рекомендуется, а наоборот, нужно вспоминать обиды, но с умом – правильно и саногенно. Для угашения обиды достаточно в состоянии благополучия и
спокойствия представить неприятную ситуацию, вспомнить и обдумать все её
элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого, акт
сравнения. Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к
отторжению психической энергии от этих психических структур. Это приведет к
общей релаксации и покою, поэтому для психического оздоровления важно
научиться: - находиться в
состояние покоя; - подробно вспоминать
нужные ситуации и обстоятельства, состояния в них и не забывать их. [3] Таким образом,
познание обиды предусматривает выделение ожиданий, понимание их
происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и восприятие
рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает
сущность обиды. Выводы: Обида, вина, стыд
представляют собой первичные эмоции, которые могут приобретать различные
облики. Каждая из этих эмоций представляет собой некоторое устойчивое
образование, имеющее свою структуру и программу исполнения. Комбинация этих
эмоций включается в более сложные системы, и является источником для
построения страха, ревности, зависти, любви и дает пищу многим другим
переживаниям. Общеизвестно, что
отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред
возрастает. Методика обучения саногенной рефлексии –
это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно
контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции. Поэтому данная
технология является достаточно совершенным видом управления эмоциями, который
заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявление
неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию, способствует
выбору нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от
переживания соответствующей эмоции. Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций
происходит через осознание программ поведения и их коррекцию. Привычка
применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия,
формирует саногенное мышление. Таким образом, если
заглянуть внутрь и проследить, как работают эмоции, из каких умственных
операций строятся переживания, то можно приобрести власть над эмоциями. Литература 1.
Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова
Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с. 2.
Куташов В.А., Коротких
Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. –
729 с. 3.
Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А.Помощь
лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография.
Воронеж, 2013. – 224 с. 4.
Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных
хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник
Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27. 5.
Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование
уровня психологической готовности к материнству у беременных в период
наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 698-701. 6.
Морозюк, С.Н., Мирошник, Е.В. Саногенный стиль
мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в
мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и
саморазвитию личности) / С.Н. Морозюк, Е.В.
Мирошник.– М.: 2006. – 102 с. 7.
Орлов, Ю.М. Восхождение к
индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с. 8.
Орлов, Ю.М. Обида. Вина. Серия 1:
Исцеление размышлением / Ю.М. Орлов.- М.: Слайдинг,
2004. - 96 с. 9.
Хабарова Т.Ю., Куташов В.А. Опыт применения фототерапии в индивидуальной
работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального
Черноземья.2015.№ 59.С. 60-66. Bibliografy: 1. Kutashov
V.A., Barabanova L.V., Kutashova
L.A.Sovremennaya medicinskaya
psihologiya. Voronezh,
2013.-170 s. 2. Kutashov V.A., Korotkih D.V. Psihoterapiya. Rukovodstvo. Tom 1. Monografiya /
Voronezh: VGMA, 2014. – 729 s. 3. Kutashov
V.A., Kunin V.A., Kutashova
L.A.Pomoshch' licam s krizisnymi sostoyaniyami i suicidal'nym povedeniem. Monografiya.
Voronezh, 2013. – 224 s. 4. Kutashov
V.A., Kutashova L.A., Depressivnye
rasstrojstva pri razlichnyh hronicheskih somaticheskih zabolevaniyah // Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo CHernozem'ya.
2006. № 25. S. 24-27. 5. Krikunenko
L.YU., Kutashov V.A., Habarova
T.YU. Issledovanie i formirovanie urovnya psihologicheskoj gotovnosti k materinstvu u beremennyh v
period nablyudeniya v rajonnoj
zhenskoj konsul'tacii // Molodoj uchenyj. – 2016. – №6. –
S. 698-701. 6. Morozyuk,
S.N., Miroshnik, E.V. Sanogennyj
stil' myshleniya. Upravlenie ehmociyami. «Obida». (Modul'no-kodovoe uchebnoe posobie v mobil'noj sisteme obucheniya KIP-M k ciklu kursov po beskonfliktnoj
adaptacii i samorazvitiyu lichnosti) / S.N.
Morozyuk, E.V. Miroshnik.–
M.: 2006. – 102 s. 7. Orlov,
YU.M. Voskhozhdenie k individual'nosti
/ YU.M. Orlov. – M.: Prosveshchenie,
1991. – 287 s. 8. Orlov,
YU.M. Obida. Vina. Seriya 1: Iscelenie razmyshleniem / YU.M. Orlov.- M.:
Slajding, 2004. - 96 s. 9. Habarova T.YU., Kutashov V.A. Opyt primeneniya fototerapii v individual'noj rabote psihologa, psihoterapevta // Nauchno-medicinskij
vestnik Central'nogo
CHernozem'ya.2015.№ 59.S. 60-66. |
Сведения об авторах:
Хабарова
Т. Ю.,
кандидат психологических наук, доцент
кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко
Филонова
Т. Ю.,
медицинский психолог
Адрес электронной почты: TanechkaBittersweet@yandex.ru