ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРИ ПОМОЩИ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Филонова Т.Ю.,

медицинский психолог

БУЗ ВО ВГП № 3, Воронеж, Россия

Хабарова Т.Ю.,

к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Воронеж, Россия

 

Аннотация. Саногенное мышление, как образ мышления, приводящий к здоровью и благополучию личности, в последнее время привлекает внимание со стороны многих специалистов в области психиатрии и психологии, так как позволяет познавать эмоции индивида и управлять ими.

Ключевые слова: саногенное мышление, саногенная рефлексия, эмоции, социально-психологический тренинг, преодоление обиды.

 

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку понимание собственных эмоциональных состояний, осознание способов реагирования и освоение теории и практики саногенного мышления являются важными задачами, стоящими перед большинством индивидов.

Целью работы явилось изучение методики обучения саногенной рефлексии, направленной на преодоление негативных переживаний.

Часто повторяющиеся негативные переживания приводят к закреплению неблагоприятных эмоциональных состояний и отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, обидчивость, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве жизни.

Основными способами реагирования в эмоциогенных ситуациях для большинства индивидов, являются механизмы психологической защиты: уход из ситуации, проекция на других, возбуждение вины в других, рационализация обстоятельствами, несоответствие поведения других ожиданиям, аутоагрессия.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих – наиболее важные качества, необходимые для успешной личности. Это предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Часто способность управления эмоциями сводится лишь к тому, чтобы их не проявлять вовне. Все это свидетельствует о том, что индивид может лишь сдержать внешнее проявление эмоции, но не устранить её. Подавленная эмоция может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, который будет продолжать порождать мысли о мести. Следовательно, если отсутствует способность управлять эмоцией, то тогда в наличии скрытое управление эмоции.

Для того, чтобы управлять своими эмоциями, необходимо знать, как они устроены, в результате каких актов души они проявляются и продолжают существовать, несмотря на то, что присутствует желание их скрыть. В психологической литературе описано, по крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Но для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание собственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. В этом может помочь освоение теории и практики саногенного мышления (СГМ), основателем которой стал замечательный отечественный психолог Юрий Михайлович Орлов.

В переводе с греческого саногенный означает несущий здоровье (sanos – оздоровление; genos – несущий), таким образом саногенное мышление – это мышление, приводящее к здоровью и благополучию личности.

Мышление в концепции Ю. М. Орлова рассматривается с позиции его влияния на качество жизни человека, в том числе и на качество эмоциональной сферы. Согласно Ю.М. Орлову, эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они включаются и берут управление на себя. «Программистом» выступает наша культура – она задает стереотипы мышления, чувств, действий. Для здоровья важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать себе думать, а научиться думать правильно.

Средством достижения саногенного мышления является саногенная рефлексия. Функция саногенной рефлексии заключается в распознавании стереотипов мышления и программ поведения, запускающих отрицательные эмоции.

Другими словами, саногенная рефлексия направлена на осознание психических защит и регуляцию эмоциональных состояний индивида. Основным методом развития саногенной рефлексии является аутопсихоанализ переживаний, который осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на самопознание эмоций. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, саногенное мышление направлено на снижение страдания от негативных эмоций, в результате чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения.

Ю.М. Орлов впервые описал операционную структуру эмоции с точки зрения «поведения ума», программ поведения, вырабатывающих эмоцию. Несоответствие реальности поведения ожиданиям переживаются субъектом как отрицательная эмоция. Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций.

Эмоции представляют собой психические образования, закрепленные привычками, сознание не может их охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно, автоматически. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое, становится блокированной возможность получить из «эмоционального всплеска» полезную информацию в отношении окружающей действительности.

Этим объясняются трудности в управлении эмоциями и сложность отказаться от выработанных стереотипов эмоционального реагирования. Устоявшиеся эмоциональные стереотипы обуславливают личностные характеристики. [2]

Рефлексия в эмоциогенных ситуациях может быть направлена как на умственные операции, приведшие к отрицательным эмоциям, так и на сами эмоции. В этом случае можно говорить о наличии патогенного мышления – мышления, порождающего болезнь, патологию характера.

Привычные шаблоны мысли, направленные на облегчение страдания от эмоции, принято называть психической защитой. Ю.М. Орлов относит механизмы психической защиты к видам рефлексии и противопоставляет их саногенной рефлексии.

Защитная рефлексия состоит в действиях, направленных на уменьшение страдания от болезненной эмоции. Механизм защитной рефлексии включает:

1. Умственную реконструкцию ситуации.

2. Активизацию защитных механизмов.

3. Активное переживание эмоции в себе или в общении с другими.

4. Конверсию болезненной эмоции в другую, менее болезненную.

Психические защиты дают локально-временный эффект (иллюзию благополучия) или напрямую негативные последствия.

Управление своими эмоциями предусматривает их познание. Важно, что переживание эмоции не дает нам ключ к их управлению, а познание – дает. Познание эмоции должно быть направлено на осознание тех операций ума, с помощью которых порождается эта эмоция.

Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание неконструктивных программ поведения и их коррекцию. Наиболее оптимальным социальным пространством развития саногенной рефлексии является группа, поскольку исходной формой человеческой деятельности является совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает процесс интериоризации.

Групповая динамика социально-психологического тренинга по развитию саногенной рефлексии состоит из 4 этапов. На первом этапе у участников группы важно создать доверие друг к другу, потребность в общении и самопознании. Следует отметить, что от качества организации первого этапа зависит результат всего тренинга.

На втором этапе рестимулируются неэффективные программы поведения, отслеживаются шаблоны умственного поведения, создается потребность в выработке способности к сознательному выбору эффективных форм поведения. На третьем этапе осваивется технология саногенной рефлексии с помощью методов размысливания и угашения отрицательных эмоциональных состояний. На четвертом этапе закрепляются используемые навыки.

Методика обучения саногенной рефлексии довольно проста: сначала представляется эмоция, затем подробно изучается её структура, далее тренер демонстрирует, как нужно думать об этой эмоции. После некоторого периода занятий усваиваются способы мышления, связанные с конкретной эмоцией. Участники тренинга учатся наблюдать умственные действия, и тем самым приобретают способность представлять и делать объектом рассмотрения когнитивную структуру эмоции. [1]

Кроме того, участники тренинговой группы обучаются технологии работы с дневником, используя алгоритм «размысливания» отрицательных эмоций, разработанный Ю.М. Орловым и С.Н. Морозюк.

Дневник

Ведение дневника способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными эмоциями. Дневниковые записи особенно важны, если у субъекта нет доверительного общения, если ему не откуда получить помощь специалиста – психолога или психотерапевта. Дневник систематизирован: записи делаются регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов.

Алгоритм работы с дневником реализуется посредством выполнения следующих шагов:

1. Вспомните и опишите в дневнике обстоятельства, которые способствовали возникновению деструктивной эмоции (обиды, вины, стыда…). Вспомните и запишите мысли, которые возникли у Вас в этом состоянии.

2. Проанализируйте ситуацию. Опишите ожидания относительно поведения близкого Вам человека.

3. Опишите реальное поведение, которое причинило Вам боль: речь, действия, выражение лица.

4. Оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.

5. Определите характерный для Вас стиль умственного поведения во время переживания обиды, вины, стыда.

6. Отдохните. Возьмите лист чистой бумаги, краски. Ваша задача в данный момент отразить в цвете и форме ваше переживание. Таким образом, Вы создадите лист эмоции или лист неблагополучия. Трансформируйте изображение любым способом (сложите лист пополам, а затем разверните его, посмотрите на то, что получилось, добавьте светлых красок, измените формы).

7. Снова оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.

8. Войдите в состояние покоя. Вспомните ситуацию, когда Вы были счастливы, спокойны, побудьте несколько минут в этом состоянии.

9. Выберите ситуацию, которую когда-то пережили и описали в дневнике. Прочтите. Отследите Ваше эмоциональное состояние на данный момент. Если Ваше состояние по-прежнему остается спокойным, то можете приступать непосредственно к размышлению над прошлым переживанием эмоции, аутопсихоанализу, т.е. к шагу 10.

10. Задайте себе следующие вопросы:

- Как он должен был бы вести себя, чтобы я не обиделась?

- Откуда берутся мои ожидания?

- Насколько они реалистичны?

- Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?

- Знает ли он о них?

- Какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий?

- Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?

Преодоление обиды.

Тот, кому известно, как устроена эмоция, может сделать объектом её интроспекции и обрести саногенное мышление. Тот, кто не знает этого, потерпит неудачу, так как будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие сильное переживание.

Так, столкнувшись с пренебрежением интересов со стороны значимых людей, возникает неприятное чувство, называемое обидой. Если воспроизвести в памяти обстоятельства обид, то можно выделить три элемента:

1) ожидания относительно поведения другого человека – как он должен себя вести;

2) поведение другого человека, отклоняющееся от ожиданий в неблагоприятную сторону;

3) эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожиданий. [3]

Обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.

Когда обида рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и агрессию. Последняя оттягивает энергию обиды и оскорбления на себя и тем самым ослабляет страдание обиды. Искусство самопознания в этом случае состоит в том, чтобы за изнанкой гнева и агрессии усмотреть обиду.

Обида проистекает из стремления запрограммировать другого человека. При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной и нефункциональной.

Чем значимее ожидания, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью. Чем больше это рассогласование между ожиданиями и реальностью, тем сильнее эмоция. Следовательно, ослабить обиду можно или уменьшением значимости ожиданий, или путем уменьшения рассогласования, сделав ожидания более реалистичными.

Первый вопрос, который следует задать для размышления над эмоцией обиды: «Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы не вызвать обиду?» Отвечая на этот вопрос, проясняются ожидания – первая составляющая обиды.

Следующий шаг – это корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности. То есть принятие другого таким, какой он есть, а не только ''хорошим'' и ''удобным'' для себя.

Для того чтобы мыслить саногенно, важно осознать и понять, что ожидания формируются в мыслях, а другой человек – это реальность. Важен вопрос: «Откуда появились такие ожидания? Каким образом (от кого) они сформировались?» [2].

Обиды имеют свойство накапливаться, но СГМ дает возможность работать и с прошлыми обидами, потому что их структура такая же, меняется лишь объект: можно обижаться по разным поводам, но сама обида устроена одинаково. Для саногенного очищения памяти не нужно стараться забыть обиды, как это обычно рекомендуется, а наоборот, нужно вспоминать обиды, но с умом – правильно и саногенно.

Для угашения обиды достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить неприятную ситуацию, вспомнить и обдумать все её элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого, акт сравнения. Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к отторжению психической энергии от этих психических структур. Это приведет к общей релаксации и покою, поэтому для психического оздоровления важно научиться:

- находиться в состояние покоя;

- подробно вспоминать нужные ситуации и обстоятельства, состояния в них и не забывать их. [3]

Таким образом, познание обиды предусматривает выделение ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает сущность обиды.

Выводы:

Обида, вина, стыд представляют собой первичные эмоции, которые могут приобретать различные облики. Каждая из этих эмоций представляет собой некоторое устойчивое образование, имеющее свою структуру и программу исполнения. Комбинация этих эмоций включается в более сложные системы, и является источником для построения страха, ревности, зависти, любви и дает пищу многим другим переживаниям.

Общеизвестно, что отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред возрастает. Методика обучения саногенной рефлексии – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции.

Поэтому данная технология является достаточно совершенным видом управления эмоциями, который заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявление неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию, способствует выбору нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от переживания соответствующей эмоции.

Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание программ поведения и их коррекцию. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, если заглянуть внутрь и проследить, как работают эмоции, из каких умственных операций строятся переживания, то можно приобрести власть над эмоциями.

 

Литература

1.                Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

2.                Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

3.                Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А.Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. – 224 с.

4.                Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27.

5.                Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. 2016. №6. С. 698-701.

6.                Морозюк, С.Н., Мирошник, Е.В. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности) / С.Н. Морозюк, Е.В. Мирошник.– М.: 2006. – 102 с.

7.                Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

8.                Орлов, Ю.М. Обида. Вина. Серия 1: Исцеление размышлением / Ю.М. Орлов.- М.: Слайдинг, 2004. - 96 с.

9.                Хабарова Т.Ю., Куташов В.А. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья.2015.№ 59.С. 60-66.

 

Bibliografy:

1.      Kutashov V.A., Barabanova L.V., Kutashova L.A.Sovremennaya medicinskaya psihologiya. Voronezh, 2013.-170 s.

2.      Kutashov V.A., Korotkih D.V. Psihoterapiya. Rukovodstvo. Tom 1. Monografiya / Voronezh: VGMA, 2014. – 729 s.

3.      Kutashov V.A., Kunin V.A., Kutashova L.A.Pomoshch' licam s krizisnymi sostoyaniyami i suicidal'nym povedeniem. Monografiya. Voronezh, 2013. – 224 s.

4.      Kutashov V.A., Kutashova L.A., Depressivnye rasstrojstva pri razlichnyh hronicheskih somaticheskih zabolevaniyah // Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo CHernozem'ya. 2006. № 25. S. 24-27.

5.      Krikunenko L.YU., Kutashov V.A., Habarova T.YU. Issledovanie i formirovanie urovnya psihologicheskoj gotovnosti k materinstvu u beremennyh v period nablyudeniya v rajonnoj zhenskoj konsul'tacii // Molodoj uchenyj. – 2016. – №6. – S. 698-701.

6.      Morozyuk, S.N., Miroshnik, E.V. Sanogennyj stil' myshleniya. Upravlenie ehmociyami. «Obida». (Modul'no-kodovoe uchebnoe posobie v mobil'noj sisteme obucheniya KIP-M k ciklu kursov po beskonfliktnoj adaptacii i samorazvitiyu lichnosti) / S.N. Morozyuk, E.V. Miroshnik.– M.: 2006. – 102 s.

7.      Orlov, YU.M. Voskhozhdenie k individual'nosti / YU.M. Orlov. – M.: Prosveshchenie, 1991. – 287 s.

8.      Orlov, YU.M. Obida. Vina. Seriya 1: Iscelenie razmyshleniem / YU.M. Orlov.- M.: Slajding, 2004. - 96 s.

9.      Habarova T.YU., Kutashov V.A. Opyt primeneniya fototerapii v individual'noj rabote psihologa, psihoterapevta // Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo CHernozem'ya.2015.№ 59.S. 60-66.

 

Сведения об авторах:

Хабарова Т. Ю.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко

Филонова Т. Ю.,

 медицинский психолог

Адрес электронной почты: TanechkaBittersweet@yandex.ru