Исследования эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-концепции личности матерей недоношенных детей

 

Иванова Ольга Анатольевна,

кандидат психологических наук

Воронежский государственный университет (Россия, г. Воронеж)

Куташов Вячеслав Анатольевич,

доктор медицинских наук, профессор

Воронежский государственный медицинский университет им Н.Н. Бурденко

(Россия, г. Воронеж)

Ипполитова Людмила Ивановна,

доктор медицинских наук, профессор

Воронежский государственный медицинский университет им Н.Н. Бурденко

(Россия, г. Воронеж)

 

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы перинатальной психологии и психологии родительства: материнство как научная проблема, блоки материнской сферы, структура Я-концепции матерей недоношенных детей. Приведены результаты экспериментального исследования эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-концепции матерей недоношенных детей.

Ключевые слова: перинатальная психология, психология родительства, психология материнства, Я-концепция матерей недоношенных детей.

 

Перинатальная психология и психология родительства является одной из мало изученных, но стремительно развивающихся областей современной науки. Система медицинской помощи в нашей стране практически не учитывает психологического состояния женщины. Часто врачи оценивают лишь наличие физических нарушений у матери и ребенка. Однако, очевидно, что учёт психологического смысла понятия материнства необходим для эффективной реализации поставленных руководством нашей страны задач в рамках национального проекта «Здоровье» в области репродукции, требующих разработки всестороннего междисциплинарного подхода сопровождения матерей новорождённых детей.В психологической науке материнство понимается как часть личностной сферы женщины, системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способности их реализации [1]. Материнство – состояние женщины-матери, особенно в предродовой период и в первое время после родов.

Проблема материнства как этапа развития самосознания рассматривалась в исследованиях В. Бергума, В. И. Брутмана, Ю. И. Шмурака и др. В качестве основного новообразования материнства авторы выделяют изменение смысловой сферы, трансформацию внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней работы» определяет переживание материнства как динамического явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия [3].

Смысловое переживание материнства, по оценке С. А. Мирюновой и Е. Е. Тетерлевой, является новообразованием в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. Материнство – качественно новая ситуация развития женщины, которая запускает процесс интеграции ее собственных жизненных задач развития и задач развития вошедшего в её мир ребёнка. Смысловое переживание материнства как новообразования в сфере самосознания женщины проявляется посредством особой внутренней деятельности построения смыслов, осуществляющейся во внутреннем диалоге матери. Д. Винникотт отмечает, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства [2]. Г. Г. Филиппова выделяет три блока в содержании материнской сферы.

1.  Потребностно-эмоциональный блок содержит потребность в контакте с ребенком как объектом – носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности – ребенка как носителя гештальта младенчества, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональной потребности, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

2.  Операциональный блок состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Последние выступают самостоятельным предметом исследования в теории социального научения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, специфика вокализации и мимики.

3.  Ценностно-смысловой блок охватывает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Последнее также включает в себя соответствующую внешнюю модель. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве [5].

На наш взгляд, чрезвычайно актуально является исследования материнской сферы матерей недоношенных  детей в связи с поставленными практикой задачами по повышению эффективности их выхаживания. На наш взгляд, для Я-концепции личности матерей недоношенных детей характерны особенности, которые связаны с действием ряда причин. В качестве таковых выступают зачастую неожиданная ситуация родов, вызывающая стресс, трудности в период зачатия и вынашивания, влияющие на постоянную повышенную тревожность, риск последствий недоношенности для здоровья новорождённого ребёнка, реальная угроза его жизни и здоровью в период выхаживания в отделении реанимации  и интенсивной терапии недоношенных детей. Главной отличительной чертой социальной ситуации развития для матерей недоношенных детей является процесс принятия сложившейся ситуации и своего ребёнка в ней. На наш взгляд, успешность данного процесса зависит от того, насколько была сформирована ценностно-смысловая сфера личности женщины, какой опыт, отношение, представления о материнстве существуют в её внутреннем субъективном пространстве. Это составляет содержание и историю формирования её Я-концепции и материнской сферы в целом. Для того, чтобы его раскрыть на этапе рождения и выхаживания недоношенного ребёнка в условиях перинатального центра, в своём исследовании мы рассмотрели структуру Я-концепции матерей недоношенных детей, которая включает:

·                              когнитивный компонент – знание о себе как о матери; представления о себе в данной роли в условиях рождения недоношенного ребёнка;

·                              эмоционально-ценностный компонент – отношение к себе как к матери, успешной, реализующей свой внутренний личностный потенциал в данной роли, оценка «Я-мама» в реальности, уровень субъективной значимости материнства;

·                              поведенческий компонент – тенденции действовать по отношению к себе как к матери, связанные со стремлением к личностной самореализации в данной роли; активная позиция по отношению к своему ребёнку, проявляющаяся в стремлении установить эмоциональный контакт с ним, конструктивно взаимодействовать с лечащим врачом, исполнять его рекомендации; готовность активно действовать по отношению к материнству как к значимой сфере жизнедеятельности (обучаться особенностям ухода за недоношенным ребёнком, искать достоверную информацию о специфике его развития, налаживать эмоциональный контакт с ним).

Обращаясь подробнее к исследованию сформированности эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-концепции матерей недоношенных детей, мы предприняли экспериментальное исследование. Его эмпирической базой выступило отделение выхаживания новорождённых № 3 БУЗ ВО «Областная клиническая больница № 1». В исследовании приняли участие 114 матерей недоношенных детей в возрасте от 18 до 44 лет. С женщинами проводилось психологическое исследование в течение первой недели пребывания в стационаре их детей, которым были поставлены диагнозы «недоношенность» (I, II, III, IV степени), «ишемия мозга», «синдром дыхательного расстройства новорождённого» и т.д. В работе применялись экспериментально-психологический метод исследования. С женщинами поводились индивидуальные и групповые беседы в ходе психодиагностического исследования с целью получения дополнительной информации об их психологическом состоянии. Экспериментальная работа проводилась в течение 2014-2015 гг. Использовалась методика «Опросник материнского онтогенеза» (Г. Г. Филиппова), которая позволила выявить уровень сформированности чувства материнства у конкретной мамы с детства, определить каков опыт общения с мамой, какие сформированы навыки и ценности,  какова роль и место семьи в данной ситуации. 

Конкретнее, изучение материнского онтогенеза позволило выявить особенности сформированности эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-концепции матерей недоношенных детей. Лишь у 28,0 % женщин в эмоционально-ценностном компоненте на первый план выходит эмоциональные потребности в контакте с ребенком как объектом, в его охране и заботе о нем, в материнстве. Для них характерно отношение к ребенку как к ценности, осознание ценности материнства как состояния «быть матерью», позитивный эмоциональный опыт материнства, полученный в результате взаимодействия с собственной матерью, в игре, в процессе собственной беременности. Женщины положительно ощущают себя в роли матери, хотят реализовать свой внутренний личностный потенциал в ней, позитивно оценивают себя в позиции «Я-мама» в реальности,  отличаются высоким уровнем субъективной значимости материнства. В поведенческом компоненте Я-концепции личности этих матерей недоношенных детей присутствуют операции ухода, кормления, общения, охраны, а также воспитательные средства, т.е. они достаточно компетентны и уверены в своих действиях. Они занимают активную позицию по отношению к своему ребёнку, которая проявляется в стремлении установить эмоциональный контакт с ним, конструктивно взаимодействовать с лечащим врачом, исполнять его рекомендации. Они готовы активно действовать по отношению к материнству как к значимой сфере жизнедеятельности (обучаться особенностям ухода за недоношенным ребёнком, искать достоверную информацию о специфике его развития, налаживать эмоциональный контакт с ним). Это связано, в первую очередь,  с положительным опытом их взаимодействия со своими мамами.

У 72,0 % испытуемых проявляется чрезмерное внимание к себе, наблюдается нарушение полоролевой идентификации, значимость материнства как такового снижена вследствие негативного или противоречивого опыта взаимоотношений  со своей мамой в раннем детстве, отсутствии с ней истинно тёплой эмоциональной связи, что часто выражалось в её стремлении внешнего контроля, ориентированного на социальные установки и ожидания. Зачастую в отношениях с собственной мамой у испытуемых отсутствовали безусловное принятие и любовь, участие в играх, моделирующих материнскую роль, поддержка, принятие в любом проявлении и поведении. Можно предположить, что в настоящем это влияет на отношения женщин к их собственным детям, бессознательный перенос своего опыта на них, что усугубляется стрессовым состоянием испытуемых в связи с преждевременными родами и проблемами со здоровьем новорождённых детей. В отношении поведенческого компонента их Я-концепции можно сказать, что они не видят возможностей самореализации в роли матери, занимают пассивную позицию по отношению к своему ребёнку, стремясь переложить ответственность за его здоровье и состояние на врачей. Это может проявляться в отсутствии стремления установить эмоциональный контакт с ребёнком, интереса к нему как  к личности, а лишь внешнее проявления себя «хорошей матерью» - посещение отделения выхаживания новорождённых, исполнения обязательных процедур сцеживания грудного молока, но пребывание в основном в комнате матерей, общаясь с другими женщинами.С другой стороны, перекладывание ответственности на врачей может проявляться в избегании какого-либо взаимодействия  с ребёнком (не посещение отделения выхаживания новорождённых под предлогом болезни, семейных обстоятельств, неудобного местожительства по отношению к перинатальному центру и т.д.). Испытуемые не проявляют готовность активно действовать по отношению к материнству как к значимой сфере жизнедеятельности (обучаться особенностям ухода за недоношенным ребёнком, искать достоверную информацию о специфике его развития, налаживать эмоциональный контакт с ним). Таким образом, на данный момент в их системе ценностей материнство не является столько значимой сферой жизнедеятельности.

Таким образом, в ходе исследования нами были получен фактический материал, который активно использовался психологом Перинатального центра в просветительской, консультативной, психокоррекционной работе с матерями недоношенных детей и медицинским персоналом. Для уточнения выявленных тенденций связи сформированности эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-концепции матерей недоношенных детей и особенностей их взаимоотношений требуются дальнейшие исследования и статистическое подтверждение.

 

Список литературы:

1.      Завгородняя И. В. Психологические теории перинатального развития : учеб.пособие / И. В. Завгородняя. – Воронеж : Науч. кн., 2010. – 159 с.

2.      Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Винникотт. – М. : Класс, 2007. – 80 с.

3.      Маевская М. В. Развитие родительской компетентности в юношеском возрасте: субъектный подход / М. В. Маевская, Ю. Г. Хлоповских // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – № 2. – Воронеж, 2015. –. С. 93–97.

4.      Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.

5.      Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб.пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.

 

Bibliografy:

1.      Zavgorodnyaya I. V. Psihologicheskie teorii perenatalnogo razvitiya / I. V. Zavgorodnyaya. – Voronezh, 2010. – 159 s.

2. Vinikott D. V. Malenkie deti i ih materi / D. V. Vinikott. – Moskva, 2007. – 80 s.

3. Maevskaya M. V. Razvitie roditelskoy kompetentnosti v unosheskom vozraste: subektniy podhod / M. V. Maevskaya, U. G. Hlopovskih. – Voronezh, 2015. – S. 93–97.

4. Filippova G. G. Materinstvo i osnovnie aspekti ego issledovaniya v psihologii / G. G. Filippova . – 2001. – S. 22–37.

5. Filippova G. G. Psihologiya materinstva / G. G. Filippova . – Moskva, 2002. –  240 s.