ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У  ЖЕНЩИН В ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАЦИОНАРЕ, В ОТДЕЛЕНИИ ПАТОЛОГИИ НОВОРОЖДЕННЫХ.

Вознесенская М.С., медицинский психолог БУЗ ВО ВОДКБ 1, отделение патологии новорожденных.

Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

 

         Аннотация. Тревожность – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.     Тревога – эмоция, отражающая переживания ожидания, возникающие в ситуации неопределённости, допускающей неблагоприятное развитие событий. Именно в такой ситуации находится женщина, чей ребёнок имеет явные проблемы со здоровьем. Чем больше неопределённость будущего, тем выше тревога. Страх можно определять как эмоциональную реакцию на конкретную угрозу, проявляющуюся в виде вегетативных изменений и переживания внутренней напряжённости, связанной с угрозой благополучию, здоровью или жизни человека и/или его близких. При этом интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна вызывающей её опасности. Закономерно и нормально некоторое время повышение уровня тревоги и возникновение страхов, отмечающиеся у большинства женщин, испытывающих дефицит информации о том, как будет проходить лечение, каким образом, и каков будет результат. Признаками нормальных тревоги и страха являются их адекватность, логичность, снижение при разрешении ситуации. Самое главное – не убегать от собственного страха, иначе он поглотит целиком[1,4,6,8].

         Ключевые слова: тревожность, тревога, послеродовой период, патология новорожденного,  психологическая коррекция, когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия.

         Актуальность. Рождение ребёнка – переход в новый социальный статус. Незавершённая и не сформированная адаптация матери к новому социальному функционированию может привести к проблемам во взаимоотношениях со своим малышом.

         Известно, что послеродовой период у женщин отмечен большим числом психологических проблем. Они обусловлены изменением параметров семьи, социального статуса и особенностями эмоциональной сферы: повышенной чувствительностью, склонностью к беспокойству, беспричинными страхами. Рождение ребёнка с патологией усиливает стресс, а в случае грубых нарушений блокирует значимые потребности и цели родителя и определяет существенное напряжение адаптации к возникающей ситуации. После родов организм женщины проходит через большие изменения. Многие полагают, что он сразу вернётся к нормальному состоянию, но на самом деле потребуется время для «отвыкания» организма от беременности. Часто через 2-3 дня после родов мама может испытать необъяснимое желание плакать, подавленность, раздражение. Во-первых, это происходит из-за гормональных изменений в организме. Во-вторых, из-за изоляции женщины во время родов. Депрессия, вызванная физиологическими причинами, наступает обычно на 3-5 день после родов и длится не более 48 часов. В это время можно облегчить своё состояние осознанием того, что оно временно, бывает у многих и скоро пройдёт. Лучше всего поделиться с близкими своими переживаниями (или со специалистом). Кроме того, причиной депрессии может быть усталость. Постоянное недосыпание, вызванное режимом малыша и обязанностями, может вывести женщину из психологического равновесия. Психологические причины депрессии связаны с трудностью вхождения женщины в новую роль. Мать, принимая определённые социальные стереотипы, старается порой соответствовать образу, чуждому материнской любви, перекладывая заботу о ребёнке на бабушек и нянь. Стоит помнить, что основное лекарство для матери – её ребёнок.  Конечно, в первую очередь депрессии подвержены те женщины, чья беременность протекала при неблагоприятных обстоятельствах, и чей ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Как правило, послеродовая депрессия длится не более двух месяцев[2,3,5,7].

         Целью работы является определение уровня тревожности у матерей в послеродовой период, новорожденные дети которых находятся в стационаре и проведение прихокоррекционной работы, направленной на снижение уровня тревожности.

         Гипотезой выступило предположение, что психокоррекционная работа позволит снизить ситуативную тревожность матерей, находящихся в стационаре с новорожденными детьми.

Материал и методы исследования.

         Исследование проводилось в г.Воронеже, в 2016г, на базе БУЗ ВО ВОДКБ 1, отделении патологии новорожденных.

         В исследовании принимали участие 60 матерей из отделения патологии новорожденных и отделения патологии недоношенных.

Для выявления тревожности были выбраны следующие методики[3,9,10,11,12]:

Результаты исследования:

         По результатам исследования, направленного на выявление тревожности у матерей, находящихся в стационаре, было выявлено следующее:

Программа психологической коррекции:

         Целипсихологической коррекции:

снижение ситуативной тревожности;

адаптация к новому социальному статусу.

         1. Когнитивно-поведенческая терапия - ряд мероприятий, направленных на активизацию ресурсов личности и ее окружения, включающих в себя тематические беседы, эмоциональную поддержку, эмпатийное слушание, сопереживание, ориентировку на положительные эмоции и адекватную оценку ситуации. Важным является моделирование поведения, создание позитивных установок, стимуляция к самостоятельному решению своих проблем.

         2. Арттерапия - воздействие на психоэмоциональное состояние. Применение рисуночных техник, таких как "мой дом", "моя семья", составление "списка желаемого".

         Ход работы: во время проведения терапии, вначале большинство испытуемых оказывало сопротивление и даже нежелание общаться, но во время диагностики заинтересовывались и уже охотно шли на контакт, с нетерпением ждали результатов обследования. На 2-3 занятии уже свободно говорили о своих страхах, сомнениях, переживаниях, активно искали возможность себе помочь и решить свои проблемы. Старались максимально извлечь позитив из сложившейся ситуации. Во время проведения рисуночных методик, испытуемые максимально раскрывались и уже с желанием говорили о своей личной жизни, социальном статусе. В ходе работы было замечено, что испытуемые становились более спокойные, стали  лучше контролировать  свои эмоции, отслеживалось снижение раздражительности, беспокойства. Общение становилось более открытым, спокойным, настроение ровным, без скачков.

         После проведения психокоррекционных мероприятий была проведена диагностика с использованием тех же методик и получены следующие результаты:

 

ВЫВОДЫ:

1. По данным исследования выявлено, что большинство матерей, находящихся в стационаре с новорожденным ребенком имеют средний или высокий уровень ситуативной тревожности.

2. Большинство испытуемых легко поддаются психокоррекции, уровень тревожности снижается, что говорит об эффективности и целесообразности проведения психокоррекционных мероприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.      Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997г.

2.      Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.:  Издательство «Речь», 2002. С.124−126.

3.      Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004.

4.      Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

5.      Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

6.      Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. – 224 с.

7.      КуташовВ.А., Припутневич Д.Н., Заложных П.Б., Будневский А.В., Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2013, Т. 12. № 4. С. 1160-1162.

8.      Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. 2016. №6. С. 698-701.

9.      Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.

10.  Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. — СПб. : Речь, 2007. — 128 с.

11.  Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

12.  Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.:ООО "Издательство АСТ",1997г.

 

Сведения об авторе:

Вознесенская Марина Сергеевна – медицинский психолог,  г. Воронеж, Россия.

Адрес электронной почты: vmvrn@yandex.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна -  кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко,  г. Воронеж, Россия