ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.

Их отношение к воспитанию, конфликт в семье, как причина детских неврозов.

 

Васильева Алла Львовна

Медицинский психолог кабинета социально-психологической помощи детского отделения КУЗВО «ВОКПНД»

Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер»

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Ошибки родителей в воспитании детей (незнание особенностей детского возраста, непонимание внутреннего мира ребенка) приводят к конфликтам семьи в целом, которые влияют на формирование личности и часто являются причиной детских неврозов.

Ключевые слова: семья, ребенок, невроз, родительско-детские отношения.

Актуальность. Психическое здоровье человека закладывается в детстве, в его семье. Причин неврозов у ребенка много, но корень их один: тяжелое детство и ошибки в воспитании. Таким образом, раннее выявление проблем внутри семьи, коррекция внутрисемейных и родительско-детских отношений является основой развития психически здорового человека, а значит и общества в целом.   

Цель. Помочь родителям и детям услышать друг друга, подружиться и почувствовать, какое это счастье жить в семье.

Гипотеза. Коррекция внутрисемейных отношений, коррекционные занятия с детьми помогут в решении задачи укрепления здоровья детей и формирования личности растущего человека.

Методы. Для составления плана индивидуальной работы по коррекции внутрисемейных отношений применяются психологические тесты:

- тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);

- проективные психологические рисуночные тесты (Венгер А.Л.): «Несуществующее животное», «Моя семья», «Красивый рисунок», «Человек» и другие;

Психологические тесты это психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление индивидуальных особенностей личности ребенка и родителей, обратившихся за психологической помощью, которые играют большую роль в психокоррекционной работе.

Психологическая коррекция с детьми.

Занятия на личностный рост, формирование здоровой самооценки, социальных навыков поведения и общения. Коррекционные беседы (сказко-коррекция, ролевые игры).

Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия и психология получили официальный статус. Сказкотерапия это метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

Психопрофилактика, психологическая разгрузка (гимнастика на развитие мелкой моторики пальцев рук, гимнастика с фиксацией на дыхание).

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Психологическая коррекция родительско-детских отношений. Работа с родителями.

Рекомендации на темы:

- заповеди успешного воспитания;

- правила формирования здоровой самооценки;

- правила и ограничения;

- почему дети бывают упрямы и что делать;

- детские истерики;

- способы выплескивания гнева;

- делать уроки без стресса

Комплексные коррекционные занятия родителей с детьми помогают улучшить взаимопонимание, преодолеть барьеры общения, достичь понимания и принятия собственного ребенка. А для ребенка – возможность самовыражения и близкого общения с родителями.

Содержание

Детские неврозы формируются и развиваются главным образом в семье и предупреждаться должны в семье. Именно семья остается единственным оплотом психического здоровья.

Родителям надо начать с себя, проанализировать свои поступки. Проблемы с детьми связаны с нежеланием взрослых замечать, что их дети растут и меняются. Родители бессознательно тормозят развитие детей, надеясь сохранить свое влияние на их жизнь.

Любить своих детей, это значит безусловно принимать его, научить самостоятельности. При этом нужно понимать, что самостоятельность это не только самообслуживание в практических делах, в быту, это еще и умение управлять своим настроением: сохранять душевное равновесие, не впадать чуть что в панику или истерику, держать себя в руках при разногласиях с людьми, или когда кто-то делает что-то не так, как вам хочется, уметь подбадривать себя, когда не все получается.

На протяжении всего периода воспитания ребенка родитель сменяет несколько вариантов позиций по отношению к нему:

- от ноля до трех лет – любящий до обожания, опекающий, видящий в ребенке смысл жизни (в этом периоде речь идет в основном о матери);

- от трех до семи лет -  любящий, ласковый, обучающий самостоятельности в самообслуживании от одевания до умения разогреть обед (например, в микроволновой печи);

- от семи до двенадцати лет – любящий, заботливый наставник, приучающий к семейной кооперации, взаимопомощи в быту и в отношениях с товарищами;

- от двенадцати до восемнадцати лет -  любящий и уважающий советчик и помощник в делах сына или дочери;

- от восемнадцати до двадцати двух – любящий старший товарищ, в меру сил и возможностей помогающий обрести профессию;

- после двадцати двух лет – любящий близкий родственник, приходящий на помощь в трудную минуту, и рассчитывающий на безусловную помощь в случае своих затруднений.

Возможны сдвиги периодов на год-другой в ту или иную сторону.

Эпитет «любящий» во всех возрастных категориях присутствует, как обозначение постоянного эмоционального фона, на котором строятся отношения, только любовь на каждом этапе проявляется по-разному. Не в одном периоде нет эпитета «диктующий» или его синонима. Не нужно становиться для ребенка администратором!

 

Многие проблемы у детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и в воспитании.

Изменение личности родителей, неврозы предшествуют развитию неврозов у детей, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании, как главных факторов невротизации детей.

Понять причины различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей, как на отражение проблем в семье в трех поколениях: прародителей, родителей и детей.

Первичным звеном семейных повреждений чаще всего является бабушка ребенка по материнской линии, обладающая авторитарными чертами личности (властность, стремление доминировать в отношениях с окружающими, навязывать свое мнение; излишняя категоричность суждений, их безапелляционность и в то же время повышенная чувствительность в сочетании с упрямством, нетерпимостью к другому мнению, подозрительность и недоверчивость).

Авторитарность бабушки предопределяла в свое время такой стиль воспитания своей дочери: формальный, недостаточно теплый эмоциональный контакт, навязывание мнений и диктат решений, однозначность суждений и их категоричность, повышенная требовательность, нетерпимость к чужому мнению и предвзятость оценок (всегда права); недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя, мотивированное убежденностью в наличии постоянной, идущей из вне опасностью, от которой нужно защищать ребенка всеми доступными способами, в том числе чрезмерным контролем и опекой; негибкость отношений и их односторонность.

Проявлением авторитарных черт такой бабушки был и недостаточно индивидуальный подход в отношениях с более эмоционально чувствительной дочерью, высокая тревожность, склонность к беспокойству, что провоцировало развитие страхов у дочери (матери ребенка).

Дочь, став матерью, переносила эти страхи на своих детей. Типичным было и обостренное чувство долга, повышенная принципиальность, то есть комплекс гиперсоциализированных черт характера, подчеркивающий, своего рода, однотипность в отношениях с дочерью и недостаток непосредственности в выражении чувств к ней.

Отношения в прародительской семье отличались жестким доминированием бабушки и зависимой позицией ее мужа (дедушки ребенка в настоящем). Образуя с дочерью обособленную диаду, бабушка ревниво воспринимала эмоциональный контакт дочери с отцом, на которого дочь к тому же была похожа. Положение усугублялось частой занятостью отца. Поэтому нельзя говорить о полноценном формировании личности будущей матери.

Все это порождало у будущей матери неуверенность в себе, противоречивость чувств и желаний. Если жесткость и властность – неотъемлемые черты характера бабушки, то у ее дочери (матери ребенка) они были внутренне не приемлемыми, не совместимыми с ее собственным характером. Однако, осознать, освободиться от этих черт характера она не могла, поэтому непроизвольно повторяла многое из того, как к ней относились в детстве.

Вместе с тем мать не могла быть последовательной (что очень важно в отношениях с ребенком), потому что в ней постоянно боролись как бы два человека. Один – ее собственный характер и жизненный опыт, другой – навязанный ей в процессе общения и воспитания в родительской семье. Закономерным следствием этого явилось ее противоречивое и непоследовательное отношение к ребенку, оказывающее на него интенсивное, невротизирующее воздействие.

Для простоты понимания это можно выразить следующей прчинно-следственной схемой:

По линии матери: Авторитарная бабушка --- неуверенная в себе мать ребенка (противоречивость чувств и желаний) --- невроз у ребенка.

По линии отца: Тревожная, опекающая бабушка невротически привязывала к себе сына --- у отца ребенка сформировалась неуверенность в себе (несамостоятельная позиция в решении семейных вопросов) --- невроз у ребенка.

 

Семьи, где дети страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом:

- построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характеров супругов;

- личностные изменения у родителей, а так же невроз у одного из них;

- несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей;

- образование эмоционально обособленных диад с конфликтным противостоянием и использованием одного из членов семьи в качестве «козла отпущения»;

- повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения;

- эмоционально тревожная атмосфера в семье и ее относительная психологическая изоляция от внешних связей.

 

Выделяют неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнению с отцами:

- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

- аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения больше в сторону снижения;

- тревожность – склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом;

- доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;

- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

 

Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами:

- Царевна Несмеяна – всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости, не признает детской непосредственности, шума, веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но без души и учета реальных обстоятельств;

- Снежная королева – повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки – пороками, а любую критику в свой адрес – злым умыслом;

- Спящая красавица – склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой;

- Унтер Прешибеев – недостаточно чуткая, часто грубая и безаппеляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувства собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива, придирчива и нетерпелива к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое;

- Суматошная мать – неустойчивая, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой поступок превращает в трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует;

- Наседка – жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняя от любых трудностей (в основном кажущихся) стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности и активности;

- Вечный ребенок – мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей – обузой, себя – жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно «сдает их на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.

Во всех этих образах нет такой жестокости, неприятия или безразличия, которые присутствуют у шизофреногенно-отчуждонной, паранойяльно-нетерпимой и асоциально-попустительствующей или игнорирующей матери.

У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью (дети, как правило, страдают заиканиями и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констелляцию черт характера обоих родителей. Гиперсоциализация будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащим с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.     

Не смотря на отдельные различия у матерей и отцов есть общие черты характера, провоцирующие невроз у детей:

1) Недостаточная уверенность в себе (неадекватный уровень самооценки);

2) Проблемы личностного самоопределения (чувство внутренней неудовлетворенности);

3) Неустойчивость и противоречивость личности;

4) Импрессивный характер переработки чувств и переживаний (все держит в себе);

5) Недостаточная пластичность образного мышления, способствующая развитию гиперсоциализированных черт характера;

6) Эгоцентризм

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств.

 

Таким образом, родители преодолевают свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить, как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.

Нет проблем у детей, есть ошибки взрослых! Так работа с родителями (коррекция внутрисемейных и родительско-детских отношений) помогает укреплять здоровье детей, правильно формировать личность растущего человека.

 

Литература

1.                Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. - Минск: Современная школа, 2008. – 280с. Andrianov M.A. Philosophy for the children in the fairy tales and the stories: benefit on training of children in the family and school. -  Minsk: Contemporary school,  2008. –  280s.

2.                Балыко Д. НЛП для родителей. Одиннадцать законов эффективного воспитания подростка. – М.: Эксмо, 2009. – 256с. Baliko D. NLP for the parents. Eleven laws of the effective training of adolescent. –  M.: Eksmo,  2009. –  256s.

3.                Балышева Е.Н. Не хочу идти в школу. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников. - Изд.: Литература, 2011. – 32с. Balysheva E.N. I do not want to go into the school. Councils and recommendation to the parents of future first-graders. -  Publ.: Literature,  2011. –  32s.

4.                Бурбо Л. Мы и наши родители, мы и наши дети. – Изд.: София, 2009. – 192с. Burbo l. We and our parents, we and our children. –  Publ.: Sofia,  2009. –  192s.

5.                Васина Е., Барыбина А. АРТ-альбом для семейного консультирования. -  Изд.: Речь, 2006. – 28с. Vasina e., Barybina a. ART- album for family consultation. -    Publ.: Speech,  2006. –  28s.

6.                Венгер А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с. Venger a. Psychological picturesque tests: Illustrated management. –  M.: Publ.: VLADOS- PRESS,  2003. –  160s.

7.                Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. – СПб.: КАРО, 2006. – 304с. Venger a. Psychological picturesque tests: Illustrated management. –  M.: Publ.: VLADOS- PRESS,  2003. –  160s.

8.                Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238с. Gippenreyter YU.B. To associate with the child as? –  M.: AST: Astrel,  2007. –  238s.

9.                Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. Zakharov A.I. As to prevent deviations in the behavior of the child: Book for the educators of kindergarten and parents. –  the 2nd publ., add. –  M.: Education,  1993. –  192s.

10.           Исаева В. Как научиться понимать своего ребенка. 27 простых правил. – М. – Эксмо, 2010. – 128с. Isaeva v. As to learn to understand its child. 27  simple rules. –  M. –  Eksmo,  2010. –  128s.

11.            Куташов В.А, Хабарова Т.Ю. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта// Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2015. № 59. - с. 60 - 66. Kutashov V.A, Khabarova T.YU. Experience of the application of phototherapy in the individual work of psychologist, psychotherapist Nauchno-meditsinskiy the herald of the central Chernozem Region. -   2015. №   59. -  s. 60   -   66.

12.            Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж, - 2013. - 170с. Kutashov v.a., Barabanova L.V., Kutashova L.A. Contemporary medical psychology. Voronezh,  -   2013. -  170s.

13.            Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с. Kutashov v.a., short D.V. Psychotherapy. Management. Tom  1. Monograph / Voronezh: VGMA,  2014. –   729  s.

14.            Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. - 2014. - Т13, №4. - с. 993 – 996. Kutashov v.a., Samsonov A.S., Budnevskiy A.V., Priputnevich D.N., Shcherbak E.A. Intellectualization of the analysis of the prevalence of depressive- alarming disorders in the clinical picture of internal diseases // systems analysis and control in the biomedical systems: the periodical of practical and theoretical biology and meditsuiny. -   2014. -  T13,  №4. -  s. 993      996.

15.            Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика. – Изд.: Христианская жизнь, - 2006. – 351с. Medvedev i., Shishova T. Book for the difficult parents. Blits- pedagogy. –  Publ.: Christian life,  -   2006. –  351s.

16.            Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи. – Изд.: Литература, - 2011. – 48с. Nagaeva L.G. Preodolevaem children's fears. –  Publ.: Literature,  -   2011. –  48s.

17.            Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, - 2005. – 144с. Stishenok I.V. Fairy tale in the training: correction, development, personal increase. –  St. Petersburg: Speech,  -   2005. –  144s.

18.            Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Изд.: Феникс, - 1999. – 78с. Stolyarenko L.D. Bases of psychology. –  Publ.: Phoenix,  -   1999. –  78s.

19.            Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - Издательство института психотерапии, - 2005. – 224с. Taylor k. Psychological tests and exercise for the children. -  Publishing house of the institute of psychotherapy,  -   2005. –  224s.

20.            Хабарова          Т. Ю.     Анализ современной        системной      коррекции депрессивных   расстройств    в      психосоматической    медицине. -  / Молодой         ученый/,  -  2015.  -  №6.  -  С.  305 - 308. Khabarova          T.YU.    Analysis of the contemporary       the system correction of the depressive disorders   in     psychosomatic   to medicine. -  /Molodoy        scientist,  -   2015. -   №6. -  S. 305   -   308.

21.            Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов. /Молодой ученый/, - 2015. - №4. - С. 107 - 111. Khabarova T.YU. Application of art therapy in the treatment of the depressive and dependent patients. /Molodoy scientist,  -   2015. -   №4. -  S. 107   -   111.  

22.            Хазиев Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя. – Изд.: Литера, 2011. – 64с. Khaziev R.K. 12  exercises for the children and the parents for positive attitude. –  Publ.: Letter,  2011. –  64s.

23.            Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности и интеллекта. – Изд.: БАО, - 2005. – 352с. Shvedova L.M. Development of logical thinking, mental acuity and intellect. –  Publ.: BAO,  -   2005. –  352s.

24.            Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д.: Феникс, - 2004. – 320с. Shirokova G.A., Zhadko E.G. Practice for the children's psychologist a series “psychological practice”. -  Rostov n/D.: Phoenix,  -   2004. –  320s.

 

Сведения об авторе:

Васильева Алла Львовна

Должность: медицинский психолог кабинета социально-психологической помощи в детском отделении КУЗ ВО ВОКПНД

Квалификационная категория: по специальности «Медицинская психология» - первая

Место работы: Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер»

Адрес электронной почты: allavas1105@mail.ru