Психопрофилактика, как направление деятельности

практикующего психолога

 

 

Белоусова Татьяна Павловна, медицинский психолог

БУЗ ВО «Новоусманская РБ»

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Статья посвящена востребованности знаний по психопрофилактике — как неотъемлемой части работы практикующего специалиста, включающей в себя совокупность мер по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека, его  потенциала в процессе  жизнедеятельности.

Ключевые слова. Психопрофилактика, психопрофилактическая работа, формы и уровни психопрофилактики, меры по предупреждению психических заболеваний.

Актуальность. Жизнь в современном обществе характеризуется все возрастающим темпом, огромным количеством новой информации, неблагоприятными экологическими условиями. Это приводит к катастрофическому росту состояний психоэмоционального напряжения, последствием которых нередко становятся психогенные психические расстройства и психосоматические заболевания [1,4,6] . Соматические и психические заболевания все чаще хронифицируются, формируя у больного специфическую «внутреннюю картину болезни» и нередко приводя к развитию нозогенных психических расстройств. Увеличивается количество семейных проблем и проблем с подрастающим поколением [5,6,8] . Своевременное использование принципов психопрофилактики, широкое использование психотерапевтических методов могут помочь современному человеку обрести душевное равновесие, достойно справляться с ежедневными нагрузками, строить благополучную семейную жизнь, растить здоровое потомство.

Психопрофилактическая работаформирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта [7, с. 700]. Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; противодействие стрессовым влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации человека: поведенческом, личностном, экзистенциальном [2, с. 122, 125; 8 с.147].

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.

I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся). Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой [4, с. 150, 155]. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.

Существуют разные формы психопрофилактической работы.

Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.

Вторая форма работы – информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов.          Распространены следующие типы тренингов:

- тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников [6, с. 50; 7 с.990, 991];

- тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.

Четвертая форма – организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В различных формах психопрофилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики: индивидуальная, семейная и групповая.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики [7, с. 600, 607; 9 с. 99, 102]:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- позитивность информации;

- минимализация негативных последствий;

- личностная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее.

 

Вывод. Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике  здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Общеизвестно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации. При этом психопрофилактика нацелена на работу как с нормальными здоровыми людьми, так и  воздействует на тех членов общества, у которых уже имеются какие-либо заболевания психического плана.

          

Литература

1. Абабков В.А., Перре М. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 2009. №2. С.60-67.

2. Абрамов Г.С. Практикум по психологическому консультированию. –М.: ПЕР СЭ,  2005. - 120-122 с.

3. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 2009. - 37-38 с.

4. Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

5. Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А.Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.

6. Куташов В.А., Самсонов  А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины.  - 2014. - Т13,№4. - С.993-996.

7. Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. 2016. №6. С. 698-701.

8. Хабарова Т.Ю., Чайкина Н.Н., Куташов В.А. Медико-психологическая реабилитация пациенток женской консультации с посттравматическим стрессовым расстройством // Прикладные информационные аспекты медицины: науч.-практ. журнал. – Воронеж, 2016. – Т.19. №1. – С. 144-151.

9. Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 2003. - 98 -104 с.

 

Literature

1. Ababkov VA, Perry M. A systematic study of family stress and coping // Review of Psychiatry and Medical Psychology them. Bekhterev. - 2009. №2. P. 60-67.
2. GS Abramov Workshop on psychological counseling. -M .: PER SE, 2005. - 120-122 p.
3. Granovskaya RM, Nikolskaya IM Identity Protection: psychological mechanisms. - SPb.: Knowledge, 2009. - 37-38 p.
4. Kutashov VA Barabanov LV, Kutashov L.A.Sovremennaya medical psychology. Voronezh, 2013.-170 p.
5. Kutashov VA, VA Kunin, Kutashov L.A.Pomosch persons with crisis situations and suicidal behavior. Monograph. Voronezh, 2013.-224 p.
6. Kutashov VA Samsonov AS, Budnevsky AV Priputnevich DN, Shcherbak EA .. Intellectualization analysis of the prevalence of depressive-anxiety disorders in the clinic of internal diseases // System analysis and management biomedical systems: magazine practical and theoretical biology and meditsuiny. - 2014 - T13, №4. - P. 993-996.
7. Krikunenko LY, Kutashov VA, Khabarova TY The study and the formation of the level of psychological readiness for motherhood in pregnant women during the period of observation in the local antenatal clinic //
Young scientist. - 2016. - 6. - P. 698-701.
8. Khabarova TY, Chaikin NN, VA Kutashov Medical and psychological rehabilitation of patients with antenatal PTSD // Applied information aspects of medicine: scientific-practical. Journal. - Voronezh, 2016. - T.19. №1. - P. 144-151.
9. Eidemiller E. G., Kulakov SA, Cheremisin OV self-destructive behavior in adolescents: a journey of exploration, development problems and methods of psychotherapy // Self-destructive behavior in adolescents. L .: Publishing House of Leningrad neuropsychiatric institute, 2003. - 98 -104 p.

 

Сведения об авторе:

Белоусова Т.П. - медицинский психолог 1 категории, стаж работы — 12 лет.

E-mail: ulianna-bel@mail.ru